Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»

Орловский зигзаг

14 сентября 2006 10:00

Тоннель, который по первоначальному замыслу планировалось проложить от Орловской улицы до Пискаревского проспекта, на стадии проектирования изменил свое направление. В результате вместо того, чтобы пройти под полузаброшенной промышленно-коммунальной зоной, теперь он окажется непосредственно под жилой застройкой, угрожая интересам, собственности и, возможно, даже безопасности нескольких тысяч горожан.

В Красногвардейском районе состоялись общественные слушания по проекту строительства автомобильного тоннеля под Невой. Общественность проект «прокатила»



Основное предназначение Орловского тоннеля – обеспечить транспортную связь между Красногвардейским, Калининским и Центральным районами в ночное время в период навигации, когда разводятся мосты. А также снять нагрузку с Большеохтинского моста через Неву за счет пропуска легковых автомобилей под землей, точнее – под водой. Изменение проекта компания «Система ГАЛС Северо-Запад» – а именно ей поручена разработка проектной документации, заказчиком является Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга – объясняет чисто техническими причинами. Ориентированный на Пискаревский проспект тоннель упирается в свайные конструкции, обойти которые много дешевле и легче, чем их устранить. Теперь выход из тоннеля планируется сделать на пересечении проспекта Металлистов и Апрельской улицы. Соответственно, их придется расширять, чтобы они могли принять вытекающий из-под земли поток машин. Металлистов – за счет парка 50 лет Октября. С Апрельской еще сложнее, она никогда не проектировалась как магистраль и даже в рамках района не несла серьезной транспортной нагрузки.
Словом, на ближайшие годы этому перекрестку предстоит превратиться в огромную стройплощадку. Позже, когда стройка века станет, по замыслу проектировщиков, современной транспортной развязкой, уровень шума, вибрация и загазованность могут существенно понизить цены на недвижимость, находящуюся в непосредственной близости к тоннелю. Главная же неприятность заключается в грунте. Это место знаменитых подземных Полюстровских ключей. Дома в этом районе поставлены на сваях. Неустойчивая от обилия грунтовых вод почва проявляет себя при каждом удобном случае, будь то перекладка коммуникаций или рытье котлована под новое строительство. Легко представить себе беспокойство жителей по поводу будущего тоннеля. Все это объясняет, почему, несмотря на крайне неудобное время – 10 утра, зал центра эстетического воспитания на Тухачевского, где были назначены общественные слушания, оказался переполнен – стояли в проходах.
Жительница одного из домов по улице Крюкова Ирина Кузнецова озабочена: ее дом, скорее всего, не попадет непосредственно в зону строительных работ. Соответственно, в случае каких-либо серьезных неприятностей шансов получить что-либо по страховке практически нет. В случае неприятностей менее серьезных капитальный ремонт также ляжет исключительно на кошельки жильцов. А риск высок: это сильно изношенная хрущевка, стоящая, как и все прочие дома поблизости, на весьма неустойчивых грунтах. В подвалах уровень воды меняется в четкой зависимости от сезона. Когда по соседству в порядке уплотнения построили еще один дом, столярку в хрущобах так повело, что перестали закрываться окна и двери. В некоторых квартирах лопнули стекла.
Стремясь успокоить собравшихся, проектировщики и представители администрации сослались на то, что по закону главный инженер проекта несет уголовную ответственность за безопасность работ. Пообещали обязательное страхование строительства и мониторинг состояния домов. Однако аргументы оказались малоубедительными. Возможно, из-за того, что были голословными. На суд общественности оказался представлен весьма сырой материал. В частности, к дате слушаний еще не были получены результаты экспертиз. Нет и заключения Градостроительного совета. Гидрогеологическая карта местности, безусловно, существует, но предъявить ее посчитали излишним. Что касается ответственности за безопасность работ, то ее должна нести компания-застройщик. Но она не выбрана – концессионный конкурс только предстоит. Наконец, в обход закона, на слушания представлено единственное проектное решение, как любят выражаться чиновники, «на безальтернативной основе». Интересно, что, несмотря на все уверения в открытости и прозрачности представителей «Системы ГАЛС Северо-Запад», на сайте компании отсутствует какая-либо информация об этом проекте.
Можно, конечно, понять – торопились. У пенсионеров не закончился дачный сезон. У молодежи начинается учебный год. У остальных сезон отпусков бодро перешел в начало учебного года в сочетании с трудовыми буднями. Самое время предъявить неудобный проект в надежде, что за хлопотами не заметят. Торопились настолько, что не обратили внимания даже на явное несоответствие поставленной цели и достигнутых результатов. Основанием для проектной разработки служит Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 466 от 25.04.06 «О мерах по реализации строительства тоннеля под р. Невой в створе Пискаревского пр. – Орловской ул.». Ни о каком строительстве на перекрестке Металлистов–Апрельской в постановлении речи, в общем-то, не идет.
Жители Красногвардейского района намерены в полной мере воспользоваться всеми оплошностями организаторов проекта. Еще до слушаний определилось несколько инициативных групп, во вторник их формирование продолжилось. В фойе центра шел сбор подписей против строительства. По словам одной из общественниц, Ирины Фунтиковой, оставшиеся дни недели будут потрачены на внесение дополнений в протокол слушаний, после чего надо ожидать митинга и обращения жителей в суд. «НГ» будет следить за развитием событий.

Наталья АНДРОПОВА