Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Ледяное спокойствие «магдалены»

20 июня 2002 10:00

ЧП с немецким судном «Магдалена Ольдендорф», застрявшим во льдах у берегов Антарктиды, неожиданно выявило прямо-таки кровожадный настрой наших СМИ. Пресса словно стремится придать инциденту масштабы ледовой трагедии.



Немецкое судно «Магдалена Ольдендорф», плавающее под либерийским флагом, было зафрахтовано для перевозки в Кейптаун возвращающихся на родину участников 47-й российской антарктической экспедиции. Корабль оказался в ледовом плену. И теперь вызволения ждут 107 человек: 79 российских полярников и 28 членов команды. По последним данным, протяженность ледового поля достигает 40 миль, а толщина льда - 70 - 80 сантиметров. Без ледокола «Магдалену» не освободить. И 18 июня на помощь ей из Кейптауна вышло южноафриканское научно-исследовательское судно «Агалас». Это корабль усиленного ледового класса с двумя вертолетами на борту, имеющими большой радиус полета. Их задача - доставить на «Магдалену» продовольствие и аварийно-спасательное снаряжение, а обратным рейсом вывести полярников и часть экипажа.
С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к начальнику Российской антарктической экспедиции Валерию Лукину.
По его мнению, ничего драматического не произошло. Подобных фактов в истории Антарктической экспедиции было предостаточно. «Магдалена» «дрейфует» 12 дней (на 18 июня с.г.). А, к примеру, «Михаила Сомова» таскало в 1985 году целых 134 дня. В 1973 году много недель подряд дрейфовала «Обь». В начале 80-х был полуторамесячный дрейф во льдах «Сомова», который тогда не предавали огласке.
- А уж сколько иностранных судов попадало в такие ситуации, - говорит Валерий Лукин. - Если даже плавание по Ладожскому озеру сопряжено с риском, то в Антарктике, при отсутствии портов, спасательных служб - тем более.
- Валерий Владимирович, писали, что «Магдалена» не приспособлена для плавания во льдах.
- Магдалена - бывшее российское судно - «Нижний Янск», принадлежавшее раньше Дальневосточному пароходству. Оно было построено в Финляндии, и способно идти со скоростью в 3 узла по льду толщиной 1,2 метра. Немцы купили его в начале 90-х, когда в нашей деятельности в Антарктике был период застоя.
- Как могло такое судно застрять во льдах?
- Причин может быть три: техническое состояние; человеческий фактор, то есть неверные действия экипажа; непреодолимые силы природы. Говорить о непреодолимых обстоятельствах невозможно. В районе станции Новолазаревская, откуда стартовала «Магдалена», еще в марте была чистая вода. На конец мая - начало июня непроходимый лед намерзнуть не мог физически. Могло пригнать ветром старый - обломки с припая. Правда, он образует отдельные локальные пятна. И если судно вляпалось в такое пятно, это говорит о судоводительской ошибке.
- Ваш вывод можно считать окончательным «приговором»?
- Ни в коем случае! Пока это только предположения. У нас нет документальных свидетельств - выписок из вахтенных журналов, ленты самописца, которые показывают нагрузку на вал судна, ледовой информации, замеров толщины льда. Мы располагаем только сообщениями наших полярников, находящихся на борту. Они грешат на техническое состояние судна. Но их сомнения к делу не пришьешь, это опять-таки эмоции.
- Понимаю вашу осторожность - эти детали наверняка обретут финансовый вес, ведь за ЧП придется кому-то расплачиваться?
- Спасательную операцию организует и оплачивает судовладелец. И хотя никаких претензий или исков к нам до сих пор не поступало, мы понимаем, что молча возмещать убытки никакой западный бизнесмен не будет. Без сомнения, он попытается перенести затраты или хотя бы их часть на нас, а мы будем сопротивляться. Но это дело арбитражного разбирательства, которое наверняка ждет нас впереди. Сейчас важно спасти людей.
- Известно, что в спасательной операции участвуют два судна. Почему?
- Южноафриканский «Агалас» планирует прибыть на место, максимально близкое к «Магдалене», через две недели. Впрочем, возможно, это будет раньше, говорят и об одной неделе. Задача «Агаласа» - вывезти людей. А ледокол, который вот-вот должен выйти из Буэнос-Айреса, будет вызволять уже саму «Магдалену».
- Правда ли, что нынешняя зима в Антарктике выдалась необычно холодной?
- У меня таких сведений нет. Сегодня, 18 июня, температура в районе станции Новолазаревская - минус 23 градуса. Морозы особо не лютуют.
А что касается «блокадных норм питания полярников» - предвосхищаю ваш очередной вопрос, - это не так. С 12-долларового питания они перешли на 8-долларовое. Четырехразовое питание на 250 рублей в день - по-моему, неплохо.
И последнее, «Магдалена» не дрейфует. Она стоит на месте, укрепившись с помощью ледовых якорей, всего в нескольких милях от берега. Ни штормов, ни качки. Единственная неприятность - полярная ночь. И никакой угрозы жизни пассажирам застрявшего во льдах судна я не вижу.

Лина ЗЕРНОВА