Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

За царское село бутылку водки

22 июля 2002 10:00

Национальная идея нашлась. Долгое время она, не известная народу, прозябала в Пушкине. В субботу ее заметили и вытащили на свет из исторического забвения. Так, впервые в Петербурге прошел этап чемпионата России по троечной езде. Езда, впрочем, была отличной, троечной оказалась организация.





Принимать лучших рысистов России доверили Царскому Селу, а точнее, городскому стадиону при Александровском парке. От желающих попасть на соревнования требовалось всего ничего: с утра дойти до Витебского вокзала, сесть на электричку и доехать до Пушкина, найти там какого-нибудь долгожителя, знающего про существование стадиона, после этого либо идти полчаса пешком, либо ждать автобуса. В итоге на каменных, подзаросших травой трибунах собралось не больше ста человек, половина из которых - участники, организаторы и журналисты.
Из динамиков немножко захлебывающийся, иногда пропадающий голос, весьма похожий на голос Валерии Ильиничны Новодворской, комментировал забеги. (Как позже выяснилось, это была Алла Ползунова - президент Ассоциации рысистого коневодства «Содружество», главный судья соревнований.) На дальней стороне стадиона наблюдались несколько телекамер и небольшая тусовка. Оказалось, журналисты сгруппировались вокруг Александра Глебовича Невзорова. Слушали монолог о неразвитости цивилизации, людской жестокости и лошадиной беззащитности...
Тройки соревновались между собой лишь заочно, по очереди выезжая на стадион для того, чтобы показать собственную резвость и фигурную езду. Легкой трусцой (да извинят меня рысисты за дилетантизм) залетные проходили перед судьями и зрителями на трибунах, после чего набирали скорость и неслись наперегонки с ветром по противоположной прямой. Самое сложное для наездника было вписаться в поворот. Иногда, впрочем, более тяжелой задачей становится удержать лошадей, которые могут, разбежавшись на прямой, понести.
На дорожках - чуть ли не самые громкие в России имена: как лошадей, так и наездников. Ведущие троечники России приехали в Пушкин по нескольким причинам. Во-первых, в чемпионате России идет серьезная борьба и пропустить один из этапов - значит, остаться без энного количества очков. Во-вторых, свою роль сыграл призовой фонд в 40 тысяч рублей.
Итоги оказались предсказуемыми. Первый приз за фигурную езду взял москвич Александр Панков на тройке Акрон с коренником Александритом. Самой резвой оказалась костромская тройка Евгения Морозова с коренником Лидером. Абсолютным чемпионом на этом этапе также стал Евгений Морозов, который теперь делит лидерство в чемпионате России с Александром Панковым. Впервые в новейшей российской истории участие в таких соревнованиях принимала и питерская тройка Царское Село, управляла которой Елена Иванова. Первое выступление состоялось. Не слишком удачно, но и не провально. Задач перед Царским Селом ставится много, между тем как основной заработок конного комплекса в Пушкине зиждется на том, чтобы катать народ по парку в летнее время, а зимой обслуживать в том же парке интуристов, как раз-таки на тройке. Поэтому Елена Иванова говорит о том, что субботние бега были для нее чем-то вроде игры, а участвовать в соревнованиях ее тройка будет лишь время от времени.
Тройку показывали по очереди. Сначала представили пристяжных: Хасана и Каскадера. Хасан, серый орловский рысак - это уже характеристика, но чтобы портрет был полным, надо сказать об упрямстве и некоторой злобности Хасана, по крайней мере так про него говорят. Каскадер, наоборот, очень общителен. Подтверждая высказывание, рысак тянется к рукам хозяйки: не угостит, так хоть погладит. Впрочем, Елена Иванова вспоминает, как осенью ездила за Каскадером на животе. Так что никакой точности в этом вопросе нет.
О Бунтаре - коренном этой тройки и гордости конюшни - я наслушался еще до знакомства: любит себя очень, цену себе знает и знает, что красив; впечатление такое, что он всем оказывает одолжение: мол, так и быть, сделаю. Бунтарь (для своих Буб), пожалуй, единственный жеребец в конюшне, который не дал себя погладить. Увидев непрошеных гостей, отошел к стенке и делал редкие попытки, вытягивая морду, хотя бы по запаху определить, кого к нему привели...
А вот организаторы о гордости забыли. На повестке дня стояла определенная задача: привить народу национальную идею. И прививали. Всеми доступными способами. Из звуковых колонок неслось: «Маруся, раз, два, три...» Дебютантке Елене Ивановой подарили бутылку водки. А судейский столик кричал в микрофон: «Большая просьба: кто взял камеру нашего зарубежного гостя, подойти к судейской и вернуть ее...» В общем, традиции русской тройки.

Алексей КОБЫЛКОВ
Фото Александра ГУТОРКИНА