Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Жизнь с видом на стратегический проект

1 июля 2007 10:00

Компания «Морской фасад» объявила, что начинает новый «намывной сезон» по созданию искусственных территорий на западе Васильевского острова. Хотя реализация амбициозных планов затянется надолго, уже сейчас очевидно, что самим жителям острова они не сулят ничего, кроме дополнительных проблем. И это в лучшем случае, потому что в худшем островитяне почувствуют себя лишними на этом празднике русского капитализма. Тем более что сам проект, похоже, не предусматривает существования «туземного населения» на Васильевском острове.



«Манхэттен» Васильевского острова
«Манхэттен» Васильевского острова


Глубоко копаете, господа капиталисты
В течение 2007 года планируется закончить ту часть работ по намыву, которая финансируется из федерального бюджета. На строительство подходного канала, реконструкцию Петровского фарватера, дноуглубительные работы и создание систем навигационного обеспечения планируемого морского порта бюджет выделяет 5,7 млрд. рублей. Глубина, впрочем, будет больше, чем планировалось вначале: не 10,4, а 10,7—11 метров. Иначе, как полагают строители, порт не сможет принять самые современные пассажирские лайнеры, а времени остается не так много: весной 2008 года должны быть закончены причалы, построены таможенный и пограничный КПП. После этого порт смогут посещать паромы, а летом 2008-го — первые суда.
Портом, однако, дело не ограничивается — если бы речь шла только о его строительстве, все было бы куда проще. Ну разве что стоило бы обсуждать чрезвычайно выгодную для «Морского фасада» (МФ) и чрезвычайно невыгодную для города схему финансирования строительства. «Новая» не раз рассказывала, что бюджет Петербурга переплатит «Морскому фасаду» более 800 миллионов рублей сверх стоимости строительных работ: сперва компания все построит, а затем город выкупит у нее порт, но уже за другие деньги. Соответствующая целевая программа была без проблем «продавлена» Смольным еще через прошлое Законодательное собрание, несмотря на сопротивление оппозиции — а в нынешнем, куда более лояльном составе городского парламента, нет никаких шансов на то, что программу скорректируют. Если бы город сам выступал заказчиком работ — необходимости в бонусе могло и не возникнуть, но, видимо, у чиновников администрации есть веские причины обеспечивать «Морскому фасаду» прибыль.
Но вернемся к другим, куда более опасным планам «Морского фасада» — подавляющую часть намыва, как известно, составляет вовсе не территория порта. Под нее отведено 30 гектаров, а остальные 447 гектаров — зона жилой и деловой застройки. В Генеральном плане развития Петербурга вся территория намыва обозначена большим серым пятном, как зона «общественно-деловой застройки». Вообще говоря, это значит, что жилое строительство здесь недопустимо. Но это ничуть не мешает руководству компании «Морской фасад» говорить о нем как о деле решенном и рекламировать в СМИ свои наполеоновские планы: вице-президент МФ Серик Жусупов заявляет, что в октябре проект планировки намывных территорий вынесут на обсуждение, а осенью начнут строительство.

:На Васильевский остров я приду умирать…
Что же, начнем с самого простого. Порт будет принимать (эти данные постоянно озвучивает в своей рекламе «Морской фасад») по 12 тысяч туристов в день. Замечательно. Но как этот бурный поток будет выезжать с Васильевского и возвращаться назад?
Пресловутый Западный скоростной диаметр здесь не помощник: туристы захотят ехать не в Лахту и не в Купчино, а к Эрмитажу и Петропавловке. То есть через центр Васильевского. Те, кто сейчас имеет несчастье передвигаться по «острову невезения» на автомобиле (ремонт дорог, затеянный в преддверии Петербургского экономического форума, парализовал остров весьма качественно), легко представят себе, что произойдет, когда указанные 12 тысяч человек поедут через Васильевский к центру города. По 50 человек в автобусе — это значит 240 автобусов туда и 240 — обратно. Представили этот фильм транспортных ужасов? Или часть туристов будут вывозить морским путем? На Неве живого места не останется…
Ничуть не меньшие ужасы ждут жителей Васильевского, если реализуются планы МФ построить на намыве 3,3 миллиона кв. метров жилья и 1,8 миллиона метров деловой недвижимости, в результате чего на намыве будут жить 70 тысяч, а работать — 100 тысяч человек. Если учесть, что весь жилой фонд Васильевского — около 3 миллионов квадратных метров, получается, что к «старому» острову фактически пристроят «новый».
Те, кто будет жить и работать на намыве, не будут постоянно сидеть на острове — им потребуется свободный выезд на «большую землю». Но если сегодня выбраться с Васильевского на наземном транспорте, как уже сказано, крайне затруднительно, что будет, когда рядом с первым островом вырастет второй? Да и стройматериалы для возведения новых кварталов тоже придется возить через Васильевский — не по воздуху же? А Дворцовый мост вскоре собираются закрыть на реконструкцию…
Забавно, что из этой ситуации «Морской фасад» видит простой выход: убеждать жителей Васильевского… отказываться от автомашин. Интересно: кого будут убеждать? Потенциальных покупателей квартир на намыве, которые, услышав об этом, поищут себе другое жилье? Или старых василеостровцев, которым губернатор Валентина Матвиенко обещала, что от намыва они не только не пострадают, но и выиграют?
Впрочем, и тем, кто последует совету не пользоваться автомобилем, не позавидуешь. Ведь автобусы, троллейбусы и трамваи их не спасут — застрянут в гигантских пробках. Остается метро — проектировщики рисуют на намыве еще две станции как продолжение Невско-Василеостровской линии. Но метро — это федеральный объект: кто даст из федерального бюджета примерно 6 миллиардов рублей на эти цели?
Что касается существующей станции «Приморская», то, если на намыве будут жить 70 тысяч человек — это даст более 6 тысяч «дополнительных» пассажиров в час. Если учесть, что сейчас станция пропускает по максимуму 4—5 тысяч человек в час, а утром и вечером переполнена — будущая картина на «Приморской» не требует комментариев.

Любые капризы инвестора за наш счет
«Новую землю» надо будет обеспечить электричеством, теплом, водой, газом, канализацией. Но если сегодня энергетические и тепловые мощности Васильевского острова не справляются с возрастающей нагрузкой, то что будет завтра? Летом 2005 года городское правительство констатировало: для решения проблем намыва нужна дополнительная мощность, в два-три раза превышающая существующую мощность ТЭЦ-7. При этом речь шла о количестве жилья втрое меньшем, чем планируется сейчас. Представители «Морского фасада» заявляют, что достигнута «принципиальная договоренность» о строительстве с еще одной ТЭЦ. Но кто даст деньги (миллиарды рублей)? И в любом случае от «принципиальной договоренности» до пуска — дистанция огромного размера.
Наконец, «новую землю» надо будет обеспечить социальной инфраструктурой: школами, поликлиниками, детскими садами, почтой, сберкассами… Сколько это будет стоить? Сколько будут стоить дороги, инженерные сети, насосные станции, канализация, телефонные линии, очистные сооружения, мосты, набережные, благоустройство? Ясно одно: суммы исчисляются сотнями миллиардов рублей, и за все это будет платить не «Морской фасад», а городской бюджет, то есть — мы с вами.
Вообще-то проектировщикам полагалось сперва представить эти расчеты — а затем уже городские власти должны были решить, надо ли вообще реализовывать проект. Но Смольный поступил иначе, заранее согласившись с планами «Морского фасада».
Но ради чего затевается дорогостоящий, длительный (то, что освоение намыва растянется на долгие годы, признают и представители «Морского фасада») и грозящий стать катастрофичным для жителей Васильевского острова проект? Ради прибылей коммерсантов из «Морского фасада» и отката для депутатов и чиновников, которые лоббируют намыв?
«Городу нужно жилье!» — заявляют в Смольном. Кто бы спорил — нужно. Но не такое, которое построят на намыве: оно, с учетом его стоимости, может быть только сверхдорогим, а значит — недоступным для подавляющего большинства. В Петербурге достаточно пустующих территорий: стройте — не хочу. Но, конечно, выгоднее строить элитное жилье с видом на залив, не задумываясь о тех, кто живет сейчас на Васильевском и у кого возникнут неизбежные трудности с транспортом, светом, теплом, водой, устройством детей в детсады и школы…
«Вступая во второй губернаторский срок, я признала, что экономические достижения трех последних лет явно недостаточно отражаются на частной жизни петербуржцев. Из окон коммунальной квартиры не видны стратегические проекты, не виден рост бюджета и инвестиций», — заявила Валентина Матвиенко в своем послании.
Из окон многих жителей Васильевского будет виден стратегический проект намыва. Но от этого им будет не легче…

Борис ВИШНЕВСКИЙ