Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Финиш спринт-суда

19 ноября 2001 10:00

15 ноября в Куйбышевском федеральном суде прозвучал приговор депутату петербургского Законодательного собрания Сергею Шевченко. Против ожиданий, суд прошел в «спринтерском» темпе, продлившись всего десять дней (с учетом трех выходных и однодневного перерыва). Судья Алексей Стрижаков решил даже обойтись без явки таких интересных свидетелей обвинения, как вице-губернатор Александр Потехин и начальник губернаторской пресс-службы Александр Афанасьев.

Судебный процесс по делу Сергея Шевченко завершился со спринтерской скоростью





Приговор вызывает ассоциации с серединой 1920-х годов, когда выявленным белогвардейцам давали «расстрел условно». Сергей Шевченко признан виновным в вымогательстве. Однако с учетом личности подсудимого, его семейного положения, активного и добросовестного выполнения им депутатских обязанностей и многочисленных обращений избирателей наказание в 7 лет 6 месяцев заключения признано условным. Удовлетворен иск потерпевшего: с Сергея Шевченко решено взыскать 10 тысяч долларов в пользу издателя Максима Кузахметова. По сравнению с требованием обвинения - 9 лет строгого режима - судебное решение можно считать по-своему гуманным.
Обстоятельства «дела братьев Шевченко» многократно излагались в печати и сети (например, в «Новой газете» от 12 ноября). Но некоторые детали процесса по-новому бросаются в глаза. Интересно, например, что главный свидетель обвинения Руслан Коляк, который на каждом углу кричит о своей ненависти к Вячеславу Шевченко-старшему, охарактеризован в приговоре как лицо не заинтересованное в исходе дела и потому заслуживающее доверия. С другой стороны, свидетели, признающие наличие нормальных, рабочих или дружеских отношений с Шевченко-младшим, за одно это рассматривались как лица «заинтересованные» и доверия недостойные. Проигнорированы судом сенсационные показания дополнительного свидетеля защиты Андрея Муру (по слухам, бывшего «бригадира» Руслана Коляка), из которых следовало, что деньги с потерпевшего Максима Кузахметова получили не братья Шевченко, а Руслан Коляк. Не возымели никаких последствий прозвучавшие в зале суда высказывания об интенсивных попытках оперативников РУБОП подключать к предварительному следствию свидетелей, не имевших прямого касательства к делу. Наконец, судья отказался приобщить к делу заверенные показания Вячеслава Шевченко, данные частному нотариусу в Финляндии.
Так или иначе, обвинительный приговор вынесен. Возможно, он будет обжалован: Сергей Шевченко отрицает свою вину, и адвокаты солидарны со своим подзащитным. Но в любом случае процесс еще далек от завершения. Дело в отношении Вячеслава Шевченко выделено в отдельное производство. Можно предположить, что коммерческие конкуренты братьев и видные чиновники, упомянутые Шевченко-старшим на допросе по делу об убийстве Михаила Маневича, постараются как можно дольше поддерживать «температуру кипения». Пока Вячеслав Шевченко остается в розыске, новых разоблачений можно не опасаться.


Станислав КЛУБЕНКО