Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Лицензионная война

5 августа 2002 10:00

На днях лицензионная палата Санкт-Петербурга обрела, наконец, нового руководителя. Им стала Марина Климова, прежде возглавлявшая регистрационную палату. Должность председателя лицензионной палаты, остававшаяся вакантной ровно год - с тех пор, как ее прежний руководитель Сергей Ветлугин пересел в вице-губернаторское кресло, - занята. Впрочем, это не значит, что целый год прошел для лицензионной палаты «впустую». Скорее даже наоборот. Ведь ситуацию, которая в последний год складывалась в области лицензирования различных видов деятельности, иначе как парадоксальной не назовешь. Такой несогласованности и сумятицы в действиях федеральных и региональных властных структур не наблюдалось уже давно.





Лицензионная палата Санкт-Петербурга появилась на свет в середине 90-х годов в соответствии с требованием федерального закона. Вначале ей на откуп были отданы лишь несколько видов различной профессиональной деятельности. Прежнего руководителя сего ведомства, ныне вице-губернатора города Сергея Ветлугина, подобное положение дел явно не устраивало. Он планомерно усиливал влияние Палаты, выбивал и ремонтировал для нее помещения, набирая влияние как в административных, так и в деловых кругах Петербурга. Постепенно увеличивался и перечень услуг, для законного оказания которых предприниматели были вынуждены переступать порог особняка на канале Грибоедова. Комитеты Администрации, которые раньше давали «добро» на деятельность той или иной фирмы, сдавали свои позиции практически без боя.
Сия идиллическая картина была нарушена примерно год назад. Почти в одно время с интервалом буквально в месяц произошло сразу два неприятных для Лицензионной палаты события. Во-первых, стало известно, что правительство одобрило законопроект, разработанный под чутким руководством министра экономического развития и торговли Германа Грефа, значительно сокращавший перечень товаров и услуг, подлежащих лицензированию. На смену должны были прийти другие институты вроде сертификации и прочее. Главная же идея заключалась в том, что это нововведение должно стать еще одним шагом в направлении либерализации рынка. Тогда предложили лицензировать только наиболее социально значимые области профессиональной деятельности.
Второй неприятной новостью стало намерение Госстроя начать самому лицензировать строительные компании, для чего была создана специальная структура по всему Северо-Западу. У Палаты из-под носа уходил еще один весьма лакомый кусок пирога (на сегодня в Петербурге более 38 тысяч (!) строительных организаций). Лицензионная палата решила без боя не сдаваться и... продолжала как ни в чем не бывало выдавать собственные лицензии.
И это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Ведь Госстрой наотрез отказался признавать бумаги Лицензионной палаты и наоборот. Наиболее догадливые фирмы сразу же обзавелись двумя лицензиями, как некоторые граждане в начале 90-х вступали в партию демократов, не забывая при этом исправно платить партвзносы и коммунистам. Тем временем руководитель Госстроя г-н Шамузафаров и тогдашний председатель Лицензионной палаты г-н Ветлугин увлеклись еще одной интересной игрой, носящей название «палковтыкание в колеса». Все контрольно-разрешительные организации федерального уровня признавали исключительно госстроевскую лицензию, а городские - только выданную Палатой. Противостояние продолжалось несколько месяцев. Постепенно верх начал одерживать Госстрой, и в итоге Ветлугин был вынужден капитулировать. Правда, обставлено все было очень красиво. Со стороны это выглядело как «виноград еще слишком зелен» или «не очень-то и хотелось». Тем более что Ветлугину удалось поменять и свое прежнее кресло на более престижное - вице-губернаторское в Смольном. Кстати, с этого и начался закат Лицензионной палаты. Сейчас речь идет о серьезной реорганизации этого органа (насколько известно, уже подготовлено несколько вариантов распоряжений губернатора).
Еще недавно казалось, что вся эта катавасия с лицензированием вообще и особенно строительной деятельностью в частности подходит к концу. Сейчас же выясняется, что совершенно непонятно, кто в ближайшем будущем будет выдавать эти вожделенные бумажки: Лицензионная палата, профильные комитеты, федеральные структуры...
Что же касается строителей, то их мытарства в самом разгаре. В начале года было официально объявлено: федеральный лицензионный орган по Северо-Западу при Госстрое - единственная структура, имеющая право выдавать лицензии строительным компаниям. Если у вас лицензия, выданная Палатой, не грех бы задуматься о ее обмене - и чем быстрее, тем для вас же лучше. Во избежание возможных недоразумений. Был, правда, и пряник: отныне лицензия будет действовать по всей территории России, вам даже не придется регистрироваться на месте, где вы собираетесь «строиться».
Но прошло еще несколько месяцев, и Госстрой издал несколько распоряжений. Во-первых, начать масштабную проверку деятельности Северо-Западного лицензионного центра, а во-вторых, в Петербурге и Ленобласти создать собственные центры, коих и озадачить выдачей лицензий. При этом Северо-Западный центр тоже продолжает лицензии выдавать, хотя ему теперь вменяется только контролировать и оказывать методологическую помощь.
Город тоже решил не оставаться в стороне и создал собственную экспертную комиссию, которую возглавил вице-губернатор, председатель комитета по строительству Александр Вахмистров. Она должна утверждать список документов, которые необходимо представлять соискателям, рассматривать претензии, сглаживать конфликты, а главное - давать рекомендации по выдаче лицензий. Руководители строительных компаний между тем уже и не знают, какому богу молиться и куда нести кипы справок.
Руководитель городского центра Игорь Спиров между тем излучает оптимизм. Он признает, что требования к компаниям стали более жесткие, но зато обещает, что это будет способствовать очищению рынка от липовых строительных фирм. «Не обращайтесь к посреднику - идите прямо к нам, мы поможем», - говорит Спиров.
Кроме того, сейчас на многие работы уже не надо получать специальные лицензии (раньше их выдавали по 13 видам). Не стоит обзаводиться и специальными лицензиями в Госгортехнадзоре, Минэнерго - все берет на себя Госстрой. Стоимость получения лицензии по 1 виду деятельности тоже не отпугивает - 1200 рублей. Но на практике все не так уж и гладко. Новый закон о лицензировании, принятый еще 10 февраля этого года, который должен упростить эту процедуру, до сих пор не работает, так как не успел обрасти необходимыми подзаконными актами. (Это произойдет в лучшем случае к концу года.) Правила игры постоянно меняются по ходу матча, при этом еще и не всегда понятно, кто на поле судья. Нынешние «улучшения» системы лицензирования на деле часто оказываются на руку мошенникам. Теперь можно уехать в глубинку, за «недорого» получить лицензию и беспрепятственно начинать собирать деньги с дольщиков на строительство дома. Городским властям будет довольно затруднительно всякий раз проверять обоснованность выдачи лицензии конкретной фирме. Как здесь не избежать новых «Виадуков» и «РосГлавМатериалов»?
И напоследок. Если вы на время скорее не благодаря, а вопреки всем усилиям власти смогли решить вопрос с лицензией - не расслабляйтесь. С 1 июля упразднены все органы, регистрирующие юридические лица. Теперь это поле деятельности налоговиков. Так что готовьтесь к перерегистрации. Кто когда-либо имел дело с налоговой инспекцией, уже впал в предвкушение предстоящей процедуры.

Леонид ПАНЧЕНКО