Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Твоих дворов пахучие черты

8 августа 2002 10:00

Грядущий юбилей сыплет на петербуржцев штукатуркой реставрируемых фасадов, скрипит на зубах пылью развороченных улиц, оглушает ревом строительной техники. Но беда может прийти откуда не ждали - в пятимиллионном Петербурге катастрофически не хватает туалетов. Чем может обернуться подобный дефицит объяснять не надо. Юбилей, простите, с аммиачным душком и не юбилей вовсе. Ведь сегодня в Петербурге около 400 общественных туалетов. Примерно столько же синих кабинок - переносных сортиров. Неполная тысяча для пятимиллионного города - мизер!





В конце прошлого года было решено передать все общественные уборные в ведение ГУП «Водоканал». Не логичнее ли было бы переложить сортирные заботы на плечи, к примеру, жилкомхоза? Дело в том, что вконец запущенная проблема требует бульдожьей хватки. Именно таковой, судя по всему, обладает «Водоканал».
По мере изучения темы выяснились любопытные детали.
- Львиная доля туалетов, действовавших, к примеру, в Центральном районе, давно прекратила свое существование, - говорит генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Феликс Кармазинов. - В них мы обнаружили магазины, бильярдные, даже кафе... Вернуть прежний статус этим помещениям практически невозможно.
Обнаружение каждой влачащей жалкое существование уборной вызывало просто-таки вздох облегчения. Хотя, конечно, без капитального ремонта не обойтись. Даже не просто ремонта, а полной реконструкции.
Что получилось - можно посмотреть на Камской улице, в Адмиралтейском саду, на Васильевском острове, Петроградской стороне. Сияющие кафелем и сантехникой, с жидким мылом и туалетной бумагой, оборудованные кабинами для мам с маленькими детьми и персонально - для инвалидов. Словом, евростандарт.
Общественных туалетов такого уровня Питер еще не знал. Но их, благоухающих и манящих, сооружено всего... шесть. До следующего лета, поднапрягшись, «Водоканал» сможет «выдать» еще 30-40 чудо-клозетов. Санитарные же нормы требуют наличия одного сортира на тысячу жителей. То есть по-хорошему Петербургу надо обзавестись еще тысячами туалетов!
А ведь помимо прочего проблема еще и в том, что в историческом центре города общественные сортиры строить просто негде.
- Для туалета требуется площадь 100-150 квадратных метров, - продолжает Кармазинов. - Место можно было бы найти на первых этажах зданий. Однако жильцы домов, а также находящиеся в них организации, категорически возражают против сомнительного соседства. Понять их можно. Но мы оказались в очень непростой ситуации.
Предложили идею, которая не имеет отечественных аналогов. (Про западные не говорим - там сортирная концепция продумывается загодя и в деталях.) На роль общественных сортиров предлагают... автобусы. Конечно, не простые, а специальные. Представьте: стоят такие два близнеца типа «М» и «Ж» и весь день принимают посетителей. А на ночь уезжают подальше от вандалов в гараж. Заодно там чистятся и проходят санобработку. А утром начинают трудовую вахту в местах скопления народа.
Уже определены десять точек, где будут стоять сортиры на колесах: Дворцовая и Биржевая площади, площади рядом с соборами Спаса-на-Крови, Казанским, Смольным и т.д. Два автобуса уже изготавливаются на Минском автозаводе. Изготовление остальных 18 будет зависеть от руководства города. Ведь стоимость каждого - 3 миллиона рублей...
Феликс Кармазинов, говоря о туалетной проблеме, не проронил ни слова упрека в адрес городской администрации. Но...
Городское правительство сориентировалось верно - судить о Питере будут не только по дворцам и фасадам, но и по состоянию туалетов. А им по своей славе соперничать не с чем. Только поздно посетила эта очевидная мысль сановные головы. «Туалетизировать» Питер за столь короткий срок никому не под силу. В том числе «Водоканалу».
А с другой стороны, хорошо, что хоть так об этом, наконец, задумались. А то так бы и жили, если бы не юбилей. Впрочем, юбилей - вещь преходящая...

Лина ЗЕРНОВА