Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Мест нет

8 августа 2002 10:00

Помните эту табличку, которая неизменно красовалась на столике администратора в любой советской гостинице? Правда, верили в правдивость этих слов немногие, понимая, что места есть, да не про вашу честь. Догадливые действовали просто: несколько купюр, перекочевавшие из вашего кармана в карман гостиничного работника, становились безотказной универсальной отмычкой. Но это тогда. А сейчас? Да к тому же еще в горячие дни 300-летия города?





В те дни, недели и месяцы, когда град Петров будет праздновать юбилей, обрести временную крышу над головой вряд ли помогут даже зеленые бумажки с портретами президентов США, не говоря уже о «деревянных». Более того, даже сами интуристы, пожелавшие убедиться на личном опыте, что Россия (и ее культурная столица) стали, наконец, обителью цивилизации, будут глубоко разочарованы. Поскольку рискуют увидеть все ту же архаичную табличку: «Мест нет».
Недавно из Москвы во все питерские гостиницы, которые могут именоваться таковыми (более половины из них в прошлой жизни были общежитиями с удобствами в коридоре), пришла любопытная резолюция (подобные бумаги получили и некоторые туристические фирмы). Суть ее такова: на весь праздничный месяц места не бронировать, группы не обслуживать. Естественно, до объяснения собственного распоряжения опускаться министерские чиновники не стали. Но замысел просчитать несложно. В мае-июне 2003 года в Петербурге состоится российско-американский саммит на высшем уровне, к тому же уже сейчас в планах значится проведение более 20 различных фестивалей. О симпозиумах, конференциях, выставках и прочих мероприятиях нечего и говорить: на любой цвет, вкус и кошелек. Об их участниках как раз и заботится Первопрестольная: вдруг на всех зарубежных гостей, их жен и их охранников в гостиницах не хватит койкомест?..
Меньше года тому назад губернатор Владимир Яковлев, соотнеся показатели календаря с имеющимся в наличии у города количеством гостиничных мест, пришел к неутешительному выводу: если хотя бы небольшая часть столь упорно зазываемых туристов пожалует в город, многие из них невольно пополнят собой число граждан без определенного места жительства. Прикинув возможные варианты, губернатор издал распоряжение, по которому всем профильным комитетам следовало всерьез озаботиться построением новых гостиниц. Хотя это, кажется, уже аксиома: хочешь на корню загубить любое дело - поручи комитетам городской Администрации работать над ним «в тесном контакте». Ведь, во-первых, сразу возникают обиженные и обойденные (из числа тех, кто должен заниматься конкретной работой, а не дележом средств). Во-вторых, многие председатели комитетов по разным причинам (в данном случае КУГИ, Комитет по строительству, Комитет по содержанию жилищного фонда) находятся в определенных контрах, и о сотрудничестве не может быть речи. В-третьих, при подобном раскладе, если что не так, спросить оказывается не с кого. (Помните, как у Райкина: «Кто костюм шил?», «Мы!» - выходят двадцать человек...)
Тем не менее, губернатор решил опять наступить на те же грабли. Всем упомянутым структурам, совместно с Комитетом по туризму и развитию курортов, Комитетом по внешним связям и оргкомитетом по празднованию 300-летия надлежало вначале составить список потенциальных объектов городской недвижимости, а затем за полтора-два года превратить их в новые гостиницы, в основном среднего (естественно - европейского) класса (50-70 долларов в сутки за номер).
Деньги следовало собирать с инвесторов. Взамен им никакого пряника не предлагали. К тому же еще и не учли, что на создающиеся частные компании городские власти ровным счетом не будут иметь никакого влияния. Для них указания Смольного (или хоть самой Москвы) бронировать номера или нет, - не указ.
Больше чем за год усиленной работы комитетов горадминистрации (функции куратора по ходу дела перешли от уже бывшего заместителя председателя Комитета по строительству Александра Шабасова к заместителю председателя Комитета по туризму и развитию курортов Анне Скорогляд) возник список примерно из 130 домов. Сколько именно из них превратится к юбилею в гостиницы, сказать не может никто. Сейчас, по разным оценкам, работы ведутся на 15-20 объектах, еще 10-15 ждут согласования проектов. Иностранных инвесторов (и даже соинвесторов) практически нет. Правда, есть несколько оффшорных компаний, одна из которых, например, вложилась в проект гостиницы у Сенной площади.
Почему российский капитал не внял призывам власти и не бросился строить гостиницы? Дело в том, что, выражаясь сухим юридическим языком, предложенные дома имеют массу обременений.
Например, такая мелочь, как люди, которые тихо-мирно себе обитают в собственных квартирах и даже представления не имеют, что через год их дом по замыслу чиновников должен чудесным образом превратиться в гостиницу. При этом пока закон никто не отменял: если хотя бы один жилец не захочет перебираться в предложенную ему квартиру, инвестору придется раскланяться. Но даже если все жильцы проникнутся «гостиничной идеей», то в дальнейшем все равно возникнут серьезные, подчас непреодолимые препятствия по переводу дома из жилого фонда в нежилой.
После этого этапа наступит следующий - беседа с инспекцией по охране памятников. КГИОП будет доказывать, что фасад необходимо сохранить во что бы то ни стало в первозданном виде. Поскольку здесь в какие-то годы проживал некий выдающийся деятель и вообще дом является историческим наследием. (Сейчас подобная ситуация сложилась на Малом пр. В.О., д. 1). Кстати, в списке домов-претендентов большая часть зданий как раз находится в историческом центре. (Не на окраине же строить гостиницы!)
И это еще далеко не полный перечень всех передряг, которые поджидают инвестора. Поневоле задумаешься - а стоит ли вообще игра свеч? Гостиница - проект долгоокупаемый, в среднем 8-10 лет (ведь в «мертвый» осенне-зимний период заполняемость отелей порядка 30%). В Петербурге, из-за отсутствия налоговых льгот инвестору, экономических катаклизмов этот срок может даже увеличиться. Например, та же Radisson SAS в 1998 году вообще собиралась отказаться от строительства своего отеля на углу Невского и Литейного. Но руководство посчитало, что этот шаг повредит всемирно известному брэнду...
Словом, одного желания стать туристической столицей и зарабатывать на этом деньги, как, скажем, Монте-Карло или, будем скромнее, Финляндия, недостаточно. Желание-то у нас есть. А как быть с остальным?

Леонид ПАНЧЕНКО