Невесты на экспорт

12 августа 2002 10:00

Всероссийский опрос, проведенный в начале этого года учеными из Института комплексных социальных исследований РАН, выявил удивительную закономерность. Через десять лет после начала рыночных реформ только 19 процентов россиянок проявляют интерес к занятию бизнесом, выстраиванию деловой и политической карьеры. Подавляющее большинство наших соотечественниц по-прежнему привержены традиционным ценностям: надежные друзья, отдельная квартира, интересная работа, настоящая любовь и хорошие дети. Не последнее место среди жизненных приоритетов россиянок занимает и идеальный муж - умный, физически сильный, здоровый, умеющий обеспечить материальный достаток, без вредных привычек, уверенный в себе, верный в любви, имеющий чувство юмора, сексуальный, с привлекательной внешностью, добрый. Вот только экземпляры, обладающие хотя бы частью этих замечательных качеств, по мнению российских дам, на просторах нашей страны встречаются все реже. Как следствие, около 7 процентов молодых россиянок мечтают выйти замуж за иностранцев, а примерно 14 процентов завидует «тем, кому это сделать удалось».





И если до российской глубинки мода на «мужа из-за бугра» еще не докатилась, то жительницы крупных городов все чаще устремляют свои взоры на Запад. По оценкам экспертов, лидирующее положение на «рынке невест» занимает Санкт-Петербург. В том числе за счет развитой сети брачных агентств.

Партия сказала: «Надо!»
Первые брачные агентства появились в городе на Неве еще в середине 80-х. Ленинград стремительно развивался. Масса специалистов со всех уголков Советского Союза приезжала в город трех революций. Однако устроить личную жизнь в громадном мегаполисе людям, вырванным из привычной социальной среды, было не так-то просто.
Функционировавшие при дворцах культуры клубы «для тех, кому за тридцать» с задачей по созданию крепких социалистических семей не справлялись, в связи с чем партийное руководство решилось на смелый эксперимент. В 1986 году в городе была организована специальная психологическая служба, призванная помочь одиноким людям в решении их проблем.
Эффективность ее работы превзошла все ожидания. Тысячи браков, заключенных не на небесах, а в агентстве «на Фурмановке», как шутили в те годы петербуржцы. Десятки тысяч потенциальных женихов и невест со всей России, занесенные в базу данных. Очередь длиною в год, которую надо было отстоять, чтобы попасть «на обслуживание». И хотя до 1991 года питерская служба семьи, преобразовавшаяся впоследствии в брачное агентство «Фортуна», работала исключительно по России и другим республикам бывшего Союза, именно ее специалисты быстрее всего сориентировались в условиях рынка и приступили к экспорту невест на Запад.

Много агентств хороших и разных
Если верить рекламе, то брачных агентств в Питере великое множество. Страницы газет пестрят объявлениями, в которых «милым дамам» предлагают «встретить мужчин своей мечты из Германии, Швейцарии, Австрии...», «выйти замуж за европейца...», «найти спутника жизни в любой стране мира...» и т.д. и т.п. Однако не стоит думать, что 30 агентств, регулярно позиционирующих себя на рынке, ориентируются исключительно на брак.
Многочисленные cлужбы знакомств, как правило, занимаются банальным сводничеством. Например, «молодых и красивых девушек» приглашают «сопроводить состоятельных мужчин из... (страна может быть весьма экзотичной - начиная от Гонолулу и кончая Буркина-Фасо) в романтическом путешествии по...». И хотя эскорт-услуги приносят неплохую прибыль, к брачному бизнесу как таковому они не имеют ни малейшего отношения.
Весьма распространен в наших краях и так называемый секс-туризм. Практикующие его фирмы также мимикрируют под брачные агентства. Варианты разнообразием не отличаются - либо вы у них, либо они у нас, третьего не дано.
В первом случае туристическая фирма предлагает петербурженкам «романтические туры знакомств». Жаждущих семьи дам погружают в автобус и за энную сумму (от 200 до 1000 долларов) везут в Норвегию, Швецию, Данию, Финляндию - любую страну Европы, где их с нетерпением поджидают местные джентльмены. Проблема в том, что доверчивым иностранцам ушлые туроператоры обещают вовсе не брак, а «приятный, ни к чему не обязывающий отдых с веселыми и раскрепощенными русскими девчатами».
Во втором случае «встречи с мужчинами-иностранцами» проходят «непосредственно в Петербурге». Рассчитаны они преимущественно на американцев, привлеченных небывало низкими ценами (1000 - 1500 баксов) за «секс-тур в культурную столицу Европы». Что касается наших женщин, то им придется выложить пару сотен «деревянных» (в зависимости от совести туроператоров) за сомнительное удовольствие увидеть несколько дедков 60 - 70 лет, польстившихся на «русских красавиц».
Как ни странно, но при всех накладках фирмы, практикующие секс-туризм, процветают. Расчет недобросовестных туроператоров прост - в условиях почти тотального незнания языка межнационального общения (английского) народ еще очень не скоро разберется, что к чему. К тому же в группе из 20 человек обязательно найдется пара-тройка разбитных молодушек ради вожделенной визы «готовых на все». Срабатывает и закон случайных чисел - из нескольких тысяч, попавшихся на удочку турфирм-сводниц, кто-то обязательно женится. Чем не реклама?
Впрочем, не стоит думать, что в брачном бизнесе промышляют исключительно мошенники. Большинство действующих в Питере агентств действительно ориентировано на брак. Правда, методы, которые они используют для поиска спутников жизни, весьма специфичны.

Муж из паутины
Пальма первенства, безусловно, принадлежит интернету, с которым работает большинство питерских фирм. Часть имеет собственные сайты, на которых с удовольствием размещает анкеты петербурженок. Подавляющее же большинство использует популярные международные сайты. Цены на подобные услуги весьма умеренны - 100 - 200 рублей в месяц. Однако при наличии компьютера и некоторых навыков пользования интернетом доступ на подобные сайты и без того открыт всем желающим, причем совершенно бесплатно.
Преимущества интернета очевидны - в первые же дни после размещения фотографии и анкеты женщина получает десятки и сотни писем, забивающих ее электронный ящик. Беда только, что все они на английском, в связи с чем обработать такую массу корреспонденции весьма сложно. Есть и другие нюансы.
Уже втянувшись в переписку с понравившимся ей мужчиной, дама бывает неприятно поражена, узнав, что у него и в мыслях нет на ней жениться. Многие заядлые интернетчики пишут «от фонаря» - из любопытства, чтобы заполнить обеденный перерыв, поделиться с кем-то своими сексуальными фантазиями, иметь «друга по переписке»... Счастливые билеты, безусловно, есть, однако вытягивают их, как правило, девочки, в совершенстве знающие английский и как у себя дома ориентирующиеся в интернете.
Большинству же петербурженок, не обладающих такими замечательными навыками, через два-три месяца бесплодных ожиданий все те же агентства предлагают «Каталог». За 20 - 40 долларов ваше объявление с удовольствием разместят в международном брачном журнале. Правда, эффективность его близка к нулю. У мужчины, увидевшего одновременно несколько сотен красавиц (а кто же понесет в брачное агентство никудышную фотографию?), просто-напросто разбегаются глаза. Как правило, он тычет пальцем наобум (анкеты настолько стереотипны, что составить по ним представление о человеке совершенно невозможно) и пишет первым попавшимся (но не более чем трем) адресаткам. Но тут его поджидает жестокое разочарование.
То, что английский язык посланий оставляет желать лучшего - еще полбеды, но само содержание писем не лезет ни в какие ворота. Неискушенные в эпистолярном жанре дамы начинают жаловаться на нищенскую жизнь, сетовать на плохое здоровье, перечислять всех своих родственников до седьмого колена и пересказывать школьные «топики». Как правило, на этом переписка прерывается. А вы бы рискнули связать свою жизнь с нищим, да еще и с интеллектом третьеклассника, который к тому же не сегодня - завтра отдаст Богу душу, оставив на вашем попечении пару десятков бедных родственников?

Тридцать девок, один я
Тем не менее на питерском рынке невест имеется пять-шесть фирм, ориентированных на конечный результат, то есть на брак. Большинство серьезных брачных агентств работают по классической схеме: платно - для иностранцев, бесплатно - для россиян. Определенная логика в подобном подходе, безусловно, есть. В городе, где средняя заработная плата составляет всего 4070 рублей, а 17 процентов работающего(!) населения находится за чертой бедности, с одиноких дам много не соберешь. Иное дело - иностранцы.
На практике это выглядит следующим образом. Женщина, желающая найти свое счастье на чужих берегах, приносит в агентство несколько фотографий (портрет, полный рост), заполняет стандартную анкету, оплачивает накладные расходы (от 10 до 50 долларов, в зависимости от количества и качества выбранных стран) и ждет, когда ее данными, переданными зарубежным партнерам, заинтересуется какой-нибудь иностранец.
- Случается, что между мужчиной и приглянувшейся ему женщиной сразу же завязывается переписка, и он приезжает в Питер непосредственно к ней, - рассказывает Людмила Алексеевская, директор крупнейшего в городе агентства «Фортуна». - Однако обычно иностранцы предпочитают интервьюировать как можно большее число россиянок, чтобы было из кого выбирать.
Агентства, к слову сказать, подобный подход всячески поощряют, ведь им от этого прямая польза. Судите сами. Один телефонный номер леди, чьи данные помещены на сайт агентства, стоит в среднем 10 долларов. Телефонный номер и адрес - уже 15. Встреча с одной дамой - 20 долларов. Отбор потенциальных невест по заданным параметрам - 50. Интервью же с неограниченным числом женщин в течении 3-4 дней - 200 долларов, 5-6 дней - 250 долларов, 10 дней - 300 долларов.
Кто платит деньги, тот, как известно, и заказывает музыку. Именно поэтому классические брачные агентства учитывают интересы иностранных мужчин. Пожелания россиянок во внимание не принимаются. Так что не стоит удивляться, когда вместо белозубого мачо вам предложат побитого молью старика. Дамы, которых подобный вариант категорически не устраивает, могут прибегнуть к услугам... свахи.

Полжизни за Хануму
Найти представительницу этой древней профессии в пятимиллионном Петербурге не так-то просто, тем не менее нам это удалось.
Вот уже десять лет Анна Журавлева работает свахой, хотя первоначально ни о чем подобном и не помышляла. «Центр А», в который на заре перестройки пришла молодой психолог Анна Александровна, занимался проблемами личности и ее адаптации в социуме, в том числе трудоустройством.
- Это потом мы выяснили, что российскую женщину легче выдать замуж, чем устроить на работу, - улыбается Анна, - и стали развивать брачное направление.
За семь лет к услугам «Агентства IMC» прибегло около тысячи петербурженок. Практически все устроили свою судьбу за рубежом. (Для сравнения, брачное агентство, работающее по классической схеме, выдает замуж от силы 30 процентов обратившихся в него россиянок.) Секрет успеха прост - индивидуальный подход к каждой клиентке, учет ее потребностей и нужд, а также нестандартные способы презентации.
- Интернету и брачным каталогам мы предпочитаем обычные... СМИ, - рассказывает Анна Журавлева. - Наше ноу-хау состоит в том, что в один номер и в один город дается рекламное объявление только одной клиентки. Таким образом мы убиваем сразу двух зайцев - женщина не теряется в общей массе, да и публика, читающая общественно-политические газеты и журналы, более адекватна, чем те, кто интересуется специальными изданиями. Для нас это немаловажно, ведь мы обслуживаем не иностранцев, а россиянок, а значит, должны по максимуму учитывать их интересы.
Впрочем, и расплачиваться за услуги свахи в этом случае придется самим петербурженкам. 790 рублей - вступительный взнос, плюс 50 рублей за письмо от каждого понравившегося мужчины... А бесплатный сыр, как известно, только в мышеловке.

Пока живут на свете... холостяки
Кому-то может показаться, что брачные агентства купаются в деньгах. Действительно, испокон веков «торговля» людьми была одним из самых прибыльных видов бизнеса. Да и в наши дни открытие брачного агентства в Петербурге не требует больших капиталовложений. На роль офиса вполне сгодится стандартная однокомнатная квартира, цены на которые в историческом центре Петербурга варьируют от 200 до 250 долларов в месяц. Еще столько же уйдет на оснащение «офиса» подержанной компьютерной техникой. Примерно в 500 обойдется телефон и интернет. Что касается накладных расходов, то их оплачивают клиенты. Таким образом, при известной экономии можно уложиться в 1000 долларов.
Примерно так рассуждают начинающие предприниматели, открывая брачные агентства, которые появляются в Питере как грибы после дождя, и... прогорают.
Проблема в том, что рынок невест весьма ограничен. Дамы всех возрастов, мечтающие уехать за рубеж, в основном покинули нашу страну еще на заре перестройки. Поколение же младое незнакомое, вступающее в брачный возраст, не так уж многочисленно.
В лучшем случае в брачное агентство обращается ежемесячно 10 - 15 новых клиентов. Даже с учетом дополнительных услуг (перевод писем, астрологический прогноз, консультации психолога), которые стараются предоставлять агентства, преуспевающим брачный бизнес не назовешь. Впрочем, и скорая гибель ему не грозит.
По оценкам все тех же социологов из ИКСИ РАН, только 25 процентов россиянок довольны своей судьбой и считают, что их «жизнь в целом складывается хорошо». Подавляющее большинство отмечает, что им «стало труднее, чем десятилетие назад, уберечься от насилия, найти работу, вырастить детей, вести домашнее хозяйство...». А значит, услуги агентств, обещающих райскую жизнь на других берегах, еще очень долго будут востребованны.

Елена ЖУРАВЛЕВА



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close