Креста на нем нет!

12 августа 2002 10:00

Несколько сотен человек, собравшихся вечером на центральной площади Кронштадта, стояли как завороженные, когда огромный крест, который в течение нескольких часов безуспешно пытались установить на купол Морского собора, летел вниз. Всего каких-нибудь три-четыре секунды, за которые число обращенных в православие, по крайней мере в Кронштадте, значительно возросло. Даже самые убежденные и стойкие атеисты в течение последующих минут находились в оцепенении и, похоже, вспоминали свой жизненный путь в преддверии Страшного суда...





Судьба морских соборов в России трагична. Один из них в Петербурге в конце Песочной набережной был воздвигнут буквально за год в увековечение памяти о погибших в Русско-японской войне моряках. На нем установили 36 бронзовых досок, на которых значились имена 12 тысяч павших русских воинов. В 1932 году собор взорвали, памятные доски направили в переплавку. До сих пор этот уникальный памятник архитектуры не восстановлен, и вряд ли это когда-нибудь случится: во-первых, практически не осталось чертежей, по которым он строился, по уцелевшим документам воссоздать его вряд ли возможно. Но главный вопрос, как всегда, финансовый. Нынешнее Морское ведомство не настолько богато, а спонсоров пока не видно.
Что касается кронштадтского Морского собора, то ему повезло - он уцелел. Заложенный в 1896 году в ознаменование 200-летия Российского флота, он строился десять лет - с 1903 по 1913 годы. На его освящение прибыл Николай II с семьей. Вскоре по периметру собора были установлены полторы тысячи мемориальных мраморных досок, уместивших всю славную историю флота за истекшие два столетия. В 1929 году собор был передан в полновластное владение революционным матросам, которые организовали там свой клуб. Доски были направлены для строительства силовых электрических щитов, что случилось с крестом - точно неизвестно.
И все-таки, несмотря на полное опустошение, храм как архитектурное творение известнейшего архитектора Василия Косякова уцелел. Как могло его поддерживало все эти 70 с лишним лет флотское руководство. В последние годы КГИОП тоже проявил к нему участие: были поставлены 32 двойные рамы в барабане главного купола, изготовлены рамы для чудом уцелевших витражей.
Идея восстановить крест (благо у реставратора Владимира Конюкова остались все его чертежи) возникла в начале 90-х. Через несколько лет он даже был изготовлен, но не нашлось денег на позолоту. Но энтузиасты, одним из которых был капитан I ранга в отставке Анатолий Шумский, от своей идеи не отказались. После долгих мытарств по разным строительным фирмам они пришли в Балтийскую строительную компанию, где заинтересовались их предложением. Решение о том, что крест будет сделан, принимается 29 мая, а 5 августа на площади БСК-3 священник отец Геннадий уже его освящает. Ударные темпы объясняются просто: в понедельник, 12 августа, - двухлетняя годовщина трагической гибели «Курска». Именно в этот день планировалось освятить собор с новым крестом. Но вмешалось провидение...
Неделю назад, ночью, в сопровождении машин ГИБДД огромный крест (длина 8 метров, ширина 4, диаметр опорного шара 2 метра, вес около 2,5 тонны), на который ушло более 250 грамм сусального золота, отправился в свое первое и последнее путешествие с промзоны Васильевского острова в Кронштадт. В среду, с раннего утра, к его установке приступили практически с утра. После целого ряда безуспешных попыток закрепить крест на куполе с помощью вертолета. «Ми-8» был вынужден даже сделать перерыв на дозаправку. Летчики «Балтийских авиалиний» были явно раздражены - сказывалась усталость. В 22.10, когда уже стало темнеть, всем стоявшим внизу показалось, что крест закреплен на более чем семидесятиметровой высоте. Но, слегка подумав, он накренился вправо (к счастью, монтажники находились по другую сторону) и покатился с купола, задевая по пути отдельные элементы декора. Никто из зрителей не пострадал - собор был оцеплен милицией (последние успели отбежать в сторону). Рухнув на землю, крест переломился чуть ниже перекладины, продемонстрировав всем, что в отличие от своего предшественника он отлит не из меди, а из какого-то сплава.
Сейчас в происшедшем разбирается комиссия. Пока что ее выводы не озвучены. Главный вопрос: техническая причина случившегося. Если верить предварительным выводам специалистов, беда произошла из-за «разлома скобы или неправильного завода самого троса». Генеральный директор «Балтийских авиалиний» Валериан Феофанов явно избегает общения с журналистами: в офисе его нет, мобильный не отвечает. Заместитель генерального директора БСК Михаил Сирота во всем случившемся видит волю Божию и предлагает молиться. Правда, при этом заверяет, что компания от своего намерения не отказывается. Воля Божия может и подвинуться: будет изготовлен новый крест и установлен на Соборе, только уже в сентябре.
На самом деле БСК в последнее время на религиозной ниве явно не везет. Вначале инцидент со священнослужителями, которым не понравилось, что на постаменте конного памятника князю Александру Невскому (на одноименной площади) среди многочисленных хитросплетенных вензелей явно просматривается аббревиатура БСК. Затем довольно темная история с поврежденными могилами на Преображенском кладбище. И наконец, как апофеоз - падающий крест. В епархии говорят, что «это знак свыше, который должен подвигнуть власть вернуть храм Церкви». Правда, существует мнение, что, учитывая степень осквернения собора, здесь храм Божий уже не может быть никогда... Светские люди могут истолковывать это знамение и по-другому. После ухода Николая Аксененко со своего поста позиции БСК на Октябрьской железной дороге значительно ослабли. Не блестяще в последнее время складываются и отношения с Госстроем и Минтрансом, которые также являются заказчиками. Так что едва ли не последний оплот - городские заказы, которые удается получать во многом благодаря благосклонности губернатора. А что если хозяин Смольного, так и не переизбравшись на свой третий срок, изменится?

Кирилл МЕДВЕДЕВ


P.S. На самом деле установка крестов на церковь - процедура крайне тяжелая. Случаи, подобные случившемуся в Кронштадте, происходили и раньше. Говорят, случались подобные эксцессы и с БСК, которая, кстати, за последние годы построила по всей России больше 30 храмов. Так что, может быть, никакое это не провидение, а обычная техническая неувязка или непрофессионализм, который хорошо хоть не привел к трагическим последствиям.