Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Рыбные сумерки

15 августа 2002 10:00

Восемь дней стоял самый крупный цех Ручьевского рыбокомбината в Сосновом Бору. Больше сотни рабочих консервного производства объявили забастовку. Их претензии - долги по зарплате. Дело в том, что половину денег администрация ОАО выплачивает в срок, а другую половину пропускает через страховую трастовую компанию. «Страховку» работники РРК не получают с мая, довольствуясь зарплатой в 1200-1300 рублей. Юридически к администрации не придерешься - зарплата выплачивается в срок. А фактически люди сидят на голодном пайке. И все свои беды видят в двойной бухгалтерии. Но на самом деле проблемы рыбопроизводителей гораздо шире. И они выходят далеко за стены конкретного предприятия.





- Я считаю, что никакого конфликта у нас нет, - говорит генеральный директор РКК Андрей Ярцев. - Задолженность по зарплате будет погашена, даже в убыток предприятию. Уходить от своих обязательств перед коллективом мы не намерены. Проблема совсем в другом. Но она находится за стенами комбината.
Как пояснил Ярцев, задолженность коллективу - около 3 миллионов рублей. А готовой продукции на складах предприятия скопилось на 12 - 14 миллионов. Но почему при полных закромах дело дошло до крайности?
- Продавать свою продукцию себе же в убыток - это нонсенс, - продолжает Андрей Ярцев. - Но ситуация на отечественном рыбном рынке такова, что нам это делать все же придется...
Дело в том, говорит гендиректор, что российским рыбопереработчикам буквально объявили войну... прибалты. С 1998 года страны Балтии погашают свои долги за энергоресурсы дешевыми рыбными консервами. Особенно больно консервный бартер ударил наших производителей в 2000 году - в Россию хлынули десятки, сотни миллионов банок импортных консервов по цене процентов на 10 ниже местной продукции. Продукция комбинатов Северо-Запада тут же встала - потребитель берет не глядя более дешевый товар.
- В 2000 году из-за затоваривания рынка прибалтийскими консервами случился коллапс - продолжает гендиректор. - Производство встало, и мы задержали работникам выплаты на 4 месяца. Но все-таки выкрутились - наладили выпуск недорогой, но качественной и пользующейся спросом новой продукции.
По уверениям рыбников, все дело в том, что после распада СССР страны Балтии оказались в более выгодном положении. Им достались крупные порты, основная часть рыболовецкого флота и обширные незамерзающие акватории. В мелководном Финском заливе особенно не разгуляешься. Да и уловы год от года по разным причинам здесь падают - за последние 20 лет снизились в 10 раз. Кроме того, мудрые правительства маленьких прибалтийских стран дотируют свою рыбную отрасль, покрывая до 20 процентов расходов. Вот почему так дешевы консервы у наших соседей.
К тому же с 1 апреля нынешнего года Государственный таможенный комитет (ГТК) издал распоряжение о снижении цен на импортную продукцию. В приказе ГТК, подписанном заместителем председателя Таможенного комитета России, генерал-лейтенантом таможенной службы Каульбарсом, сказано, что цена одной банки прибалтийских рыбных консервов снижается до 15 - 18 центов. (В 2001 году она составляла 25 - 27 центов.) То есть пресловутый «бартер» подешевел чуть ли не в два раза!
- Скажите, на кого работают российские таможенники?! - возмущается председатель совета директоров ОАО «Ручьевский рыбокомбинат» Геннадий Дудников. - Этот шаг мы оцениваем как чудовищный удар по интересам отечественной рыбной промышленности.
Изюминка в том, что новое распоряжение не только снизило цены на импортную готовую продукцию, но еще и повысило пошлины на сырье. То есть с 1 апреля наши переработчики должны выкладывать на 2 цента больше за каждый килограмм импортной рыбы.
Между тем в последние годы в России резко снизилась добыча рыбы. Например, выловы кильки и салаки - с 94 тысяч тонн в 1994 году до 8 тысяч в 2001-м. Поэтому основную часть сырья рыбокомбинаты вынуждены закупать в Прибалтике, Финляндии и Польше.
Даже Ручьевский комбинат, имеющий свои собственные корабли, закупает до 50 процентов импортного сырья. Что тогда говорить о других предприятиях?
В состоянии близком к отчаянию находятся не только рыбопереработчики из Соснового Бора. О беспрецедентных убытках за последние два-три месяца заявляли Усть-Лужский рыбоконсервный завод, крупнейший производитель консервов Северо-Запада ОАО «Рыбокомбинат Пищевик» и другие. А буквально на днях «Пищевик» объявил, что находится на грани закрытия.
- Сегодня в России до наших бед никому нет дела, - продолжает Геннадий Дудников. - В стране нет Министерства рыбного хозяйства. В Роскомрыболовстве чиновников - раз, два и обчелся, им попросту не до нас. Руководство комитета частенько находится во Владивостоке. Короче, отрасль гибнет средь бела дня на глазах у всей страны.
На комбинате мне показали письма - крики о помощи, адресованные Наздратенко, Путину, Грефу. Они безответны. Зато полна энергии и деловитости почта генерал-лейтенанта таможенной службы Каульбарса. Рыбники только гадают, какой ключик сумели подобрать прибалты к сердцу нашей таможни...
Ну, допустим, с таможней понятно. А вот о чем думает правительство, которое несет ответственность за экономику? Ведь своими решениями ГТК укладывает на бок жизнеспособные предприятия целого региона. Если они встанут, десятки тысяч людей лишатся работы, а отечественная килька в томате махнет нам хвостом.

Лина ЗЕРНОВА