Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Куда уходит лето?

22 августа 2002 10:00

Возможно, скоро многие петербуржцы уже не смогут позволить себе скрашивать свой стол овощным салатом. И без того распространенный среди горожан авитаминоз бросит перчатку главным напастям - перхоти и кариесу. Это произойдет, если главный поставщик овощей в несезон - ЗАО "Лето" сосредоточит свое внимание не на кормлении людей, а на питании автомобилей. Подобное развитие событий представляется более чем вероятным, после того как холдинговая компания "Фаэтон" через подставных лиц вначале скупила 38% акций "Лета", а затем, вопреки собственным заверениям в полной лояльности к нынешнему генеральному директору Раисе Штрейс, не моргнув глазом инициировала начало процедуры ее отставки."




Эта история началась весной нынешнего года. Тогда руководство "Лета" вначале довольно сдержанно, а потом уже полностью отдавая себя процессу, стало бить во все колокола. Причиной их тревоги стала активность отдельных физических лиц, действовавших от имени ООО "Бизнес-Комплект" и ООО "Балтийский Альянс", которые те проявляли в скупке акций компании. Схема была проста. Акционеру, как правило располагающему незначительным количеством акций, раздавался звонок во входную дверь квартиры. Лица "прихожан" настолько к себе располагали, что большинству из них не только не давали от ворот поворот, а даже наоборот, пытались угостить чаем с вареньем. Цель визита проста: продайте нам свои акции. Аргумент - вы получаете за них минимальные дивиденды (а некоторые годы остаетесь и вовсе без них), а мы предлагаем реальные деньги и не потом, а сразу, наличными. Поняв, с чем пришли визитеры, некоторые (речь в первую очередь идет об акционерах - в прошлом многолетних сотрудниках "Лета") указывали незваным гостям на дверь. Но тогда пенсионеров убеждали, что продажа акций - единственная возможность спасти якобы умирающее предприятие, которому они отдали столько лет своей жизни. В результате таких "хождений в народ" буквально за 2 - 3 месяца удалось обзавестись пакетом примерно в 20 - 25%. За двумя вышепоименованными фирмами стоял еще один посредник, но уже с более чем серьезной репутацией, заслуженной именно на поприще скупки акций - финансово-промышленная группа "Империя". Похоже, только на этом этапе генеральный директор "Лета" Раиса Штрейс осознала всю серьезность положения и по своей старой советской привычке (она руководит предприятием не одно десятилетие) кинулась искать справедливости у властей.
На совещании 5 июля, которое состоялось у вице-губернатора, председателя Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Сергея Ветлугина, госпожа Штрейс немало удивила всех присутствующих. Во-первых, удивителен для наших реалий сам факт, что генеральный директор, который стоял у руля во время акционирования предприятия, в ближайшее после его проведения время через подставных лиц или, говоря по-модному, аффилированные структуры не завладел контрольным пакетом. Во-вторых, некоторых прожженных в делах бизнеса чиновников позабавило, что Раиса Ивановна искренне недоумевала, откуда у "Империи" оказались адреса и номера телефонов акционеров: "ведь это закрытая информация". В-третьих, генеральный директор возмущалась в общем-то обычной в подобных случаях процедурой. Дело в том, что скупка акций осуществлялась через процедуру дарения, что, по мнению Штрейс, является скрытой сделкой продажи. Видимо, в нюансах налогообложения она не очень сильна.
По большому счету это совещание, как и предыдущие (у представителя президента по Северо-Западному федеральному округу, в ЗС Санкт-Петербурга) закончилось ничем. В итоговой резолюции содержалось предложение от имени городской администрации внести предложение в ЗС "разработать и принять необходимые акты, обеспечивающие в дальнейшем нормальные условия работы предприятий города с сохранением их профиля и рабочих мест". Кроме того, учитывая тот факт, что на момент совещания деятельность "Лета" оказалась фактически парализована, так как "Империя" инициировала ряд исков от имени акционеров в Арбитражный суд, который, моментально их рассмотрев, накладывал арест на счета "Лета", в протокол совещания внесли челобитную к фемиде "ускорить рассмотрение встречных исков "Лета" с учетом интересов обеих сторон".
Губернатор, следуя своей традиции, решил выступить с более радикальным предложением. Он посчитал, что город должен сам присоединиться к процессу скупки акций "Лета" и раньше, чем "Империя", завладеть контрольным пакетом. Участвовать в этом захватывающем соревновании было поручено КУГИ. Вице-губернатор, руководитель этого смольнинского ведомства, впал в прострацию. Непонятна была техника процесса. Кроме того, у нас отсутствует законодательная база, связанная с возможной деприватизацией частной компании. Оставалось воспользоваться опытом "Империи" и пойти по еще "неокученным" акционерам. Правда, был еще один вариант - купить пакет в 45% акций "Лета", который принадлежит компьютерной компании "Эврика", но, по словам одного из сотрудников, подобных предложений от КУГИ не поступало. А появись такие, "Эврика" наверняка бы устроила торги между администрацией и "Империей" - кто больше даст.
Июльский этап, по сути, закончился ничем. Все ветви власти выразили свою поддержку Штрейс, на чем посчитали свою миссию выполненной. Пожав ей руку, молча разошлись.
В начале августа стало известно имя до поры до времени сохранявшего инкогнито нового крупного акционера ЗАО "Лето". Им оказалась холдинговая компания "Фаэтон" - один из ведущих представителей бензинового рынка Петербурга проявил внезапный интерес к крупнейшему тепличному хозяйству Северо-Запада.
По новому раскладу у "Фаэтона" оказалось 38% акций, у "Эврики" - около 45%, у трудового коллектива - 17%. Президент "Фаэтона" Владимир Хильченко сразу поспешил успокоить общественность, заявив, что его компания не собирается менять профиль фирмы "Лето": "бизнес сельхозпредпрятия является продолжением бизнеса холдинга". Дело в том, что "Фаэтон" владеет торфопредприятиями в Ленобласти, которые могли бы стать поставщиками удобрений для теплиц. "Не забывайте, холдинг реализует программу строительства мини-котельных. С их помощью будет осуществляться обогрев "Лета", - делился своими планами Хильченко.
Знающие люди на все эти высказывания лишь скептически улыбались. Действительно, эти заявления не отвечали на главный вопрос: для чего следовало покупать "Лето"? Некуда сбывать торф и негде строить свои котельные? Ответ казался очевиден - нужна земля, которой "Лето" владеет. Расположена она поблизости от города и может иметь самое широкое применение. Но тогда Хильченко все эти предположения с негодованием отвергал. Говорилось и о том, что эти земли сельхозназначения, а потому использоваться - в соответствии с новым Земельным кодексом - могут только по своему прямому назначению. Кстати, парадоксально, но факт: несмотря на все запросы, выяснить, насколько это заявление соответствует действительности, не удалось до сих пор. Чиновники то ли дали обет молчания, то ли действительно не знают (сведения кардинально противоположные).
Если 8 августа холдинг официально объявил о вступлении во владение акциями, то уже через четыре дня состоялось внеочередное собрание (по Хильченко - "совершенно техническая процедура"). Тогда скептики и паникеры оказались посрамлены: за сохранение в должности генерального директора госпожи Штрейс проголосовало 87% акций (присутствовали владельцы 70%). Момент истины настал совсем недавно, а именно 15 августа. В этот день выяснилось, что Усольский федеральный городской суд Иркутской области приостановил полномочия генерального директора Раисы Штрейс и наблюдательного совета ЗАО "Лето". "Крупный" новоиспеченный акционер (он им стал совсем недавно) Вадим Середкин - житель г. Усолье, владеющий 0,001% акций, подал иск, в котором пожаловался на ущемление своих прав. Якобы он не был вовремя извещен о собрании акционеров и так далее, в результате чего не смог самореализоваться: разумеется, его голос мог бы стать решающим. В таких действиях руководства "Лета" он увидел злой умысел и потребовал их отстранить от управления "его" фирмой. Самое интересное, что интересы обойденного вниманием акционера представляет Игорь Цвирко, являющийся по совместительству заместителем председателя правления "Фаэтона". Кстати, именно его кандидатуру на должность нового генерального директора ЗАО "Лето" предстоит утвердить очередному внеочередному собранию акционеров. Дата его проведения пока не определена.
Самое интересное, что, согласно официальной информации "Фаэтона", это собрание планировалось провести с самого начала, о чем, оказывается, было заявлено аккурат после окончания предыдущего, которое, напомним, прошло 12 августа (правда, тогда это заявление почему-то все пропустили мимо ушей). Если следовать здравому смыслу, выглядит нелогичным: заявлять о доверии руководству, голосовать за него на собрании, по окончании которого тут же принимать меры к его смещению. Видимо, какие-то обстоятельства, будь то заручение чьей-то высокой поддержкой или что иное, требовало от "Фаэтона" какое-то время скрывать свои истинные намерения. Уверен, что подобное по-человечески некрасивое и циничное поведение неблагоприятно отразится на деловой репутации холдинга. Как поется в песенке: "Это просто бизнес - все нормально; это просто бизнес - все легально".
Никаких сомнений относительно истинных намерений "Фаэтона" ни у кого не осталось. Практически со стопроцентной гарантией можно утверждать, если, конечно, не последует вмешательство высших сил, что ЗАО "Лето" вскоре перестанет ежегодно производить более 13 тысяч тонн овощей и более 1 тысячи тонн шампиньонов. А привезенные из-за границы многим наверняка окажутся не по карману.
Что же дальше? Если с правовым статусом земли "Фаэтону" вопрос удается решить, то существует несколько вариантов, как он ею распорядится. Первый из них - самый незамысловатый: продать. Второй, учитывая близость к городу, развитую инфраструктуру и прочее, - пустить под жилищное строительство. Третий - соорудить здесь собственные терминалы. Кстати, по мнению некоторых "коллег по цеху" господина Хильченко, именно это он и намеревается сделать. В этом случае он сможет значительно укрепить свои позиции на бензиновом рынке Петербурга и области. Четвертый - сохранение основного профиля предприятия - не рассматривается: он наименее с экономической точки зрения выгодный. Правда, пока это лишь умозрительные выкладки. Ведь не будем забывать, что существует "Эврика", у которой по-прежнему 45%. Впрочем, почему-то кажется, что эта компания пойдет навстречу просьбе "Фаэтона" и уступит ему свою долю. Убеждать на бензиновом рынке всегда умели. Можно пойти и другим путем - скупить оставшиеся 17% у трудового коллектива, члены которого после ухода Штрейс и собственного увольнения не будут за эти акции особенно держаться. Тогда "Эврики" неизбежно придется смириться с волей "Фаэтона".
Жалко, что эта история, похоже, так и закончится... Лето в наших широтах дорогого стоит.

Леонид ПАНЧЕНКО