Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Народ и зрелища едины

19 ноября 2001 10:00

Только что в кинотеатре «Родина» прошел показ фильмов знаменитого японского кинорежиссера Ясудзиро Одзу. И, хотя его имя ничего не скажет непосвященному, в течение недели «Родина», давно не знавшая аншлагов, собирала полные залы. Опыт показал: киноманы, истосковавшиеся по картинам высокого мирового уровня, давно ждали общения с классикой. И, вопреки утверждениям о том, что смотрят только забойное «кассовое» кино, люди, в том числе совсем молодые, «запоем» смотрели непростые и не забойные интеллектуальные фильмы




Когда генерального консула Японии в Санкт-Петербурге просили о помощи в организации этого кинопоказа, он засомневался: «Разве здесь станут смотреть Ясудзиро Одзу?» Основания для сомнений были. Одзу действительно считается непростым режиссером, более того, совсем «неэкспортным», а сугубо японским, «для внутреннего употребления». Кстати, именно поэтому его ценят на родине очень высоко, в отличие, скажем, от Куросавы, которому не могут простить «экспортное исполнение» японской культуры. Одзу - совсем другое, это «певец японского быта», «самый таинственный секрет японского кино». Питерским киноманам с 15 по 19 ноября показали его фильмы «Токийская повесть», «Цветы равноденствия», «Поздняя осень». А вначале - экспериментальный фильм-дневник Вима Вендерса «Токио-Га», рассказывающий о самом Одзу. Несмотря на опасения, зрителей были полные залы.
- Мы никак не ждали, что будет так много народу, стали даже думать о том, что нам надо открывать выход из кинотеатра на Фонтанку, который не открывали уже много лет, поскольку в этом не было нужды, - рассказала директор «Родины» Мария Краско. Может быть, свою роль сыграло и то, что показ был бесплатным: билеты на японскую кинонеделю выкупило японское кунсульство. Впрочем, те, кто приходил в «Родину», об этом не знали и поначалу пытались найти кассу, а когда узнавали, что показ бесплатный, проходили в зал в полном шоке.
Удивительно то, что две трети зрителей были люди вполне молодые, в основном студенты.
Те, кто хотел, по просьбе организаторов заполнили анкету, где их просили написать, какие еще фильмы они хотели бы видеть. Большинство просто умоляли: дайте нам, наконец, возможность смотреть киноклассику. Причем не на видео (купить такие кассеты в принципе можно), а на экране.
С экраном у нас в городе беда. Любители кино еще помнят знаменитый кинотеатр Госфильмофонда «Кинематограф», потом - кинотеатр ретроспективных показов «Спартак». Но и того, и другого уже нет. «Кинематограф» закончился в конце 80-х, «Спартак» - летом этого года (впрочем, уже больше года назад дела там шли к закату).
Получилось так, что культурная столица оказалась без своего архива киноклассики и без специализированного «классического» зала, в отличие от Москвы, где уже полтора десятка лет существует Музей кино. Музейный киноцентр на Красной Пресне не знает отбоя от зрителей. А кинофанаты посылают его руководителю Науму Клейману через интернет послания такого типа: «Ребята, помогите попасть на «Небо над Берлином» Вендерса - пятый месяц прихожу к сеансу, билетов нет».
Примерно так написали в анкетах и питерские зрители. Кроме Вендерса, Херцога, Трюффо, Феллини, Бергмана, просили показать советские фильмы 30 - 40 - 50-х годов: Эйзенштейна, Довженко, Пырьева, Козинцева, Трауберга... Вероятно, такая возможность им представится. Ведь программа «Три шедевра Иосиро Одзу» - не разовый, а вполне «долгоиграющий» проект. Это первые шаги рождающегося у нас в городе Санкт-Петербургского Музея кино.
- Не должно же быть так, чтобы выросло несколько поколений людей, которые даже не знают имен классиков мирового кино, никогда не видели и не имеют никакого представления о кинематографе мирового уровня, - убежден руководитель проекта «Музей кино» в Петербурге арт-директор студии «Люмьер» Игорь Холодов.
Пусть вас не пугает слово музей, это совсем не то, что ассоциируется с вековой пылью на стеллажах и сонными бабушками-смотрительницами в пустых залах. Это - дело живое. На декабрь запланированы две немецкие программы: фильмы с участием Клауса Кински и фильмы знаменитого немецкого режиссера-экспрессиониста Фридриха Мурнау, которого считают родоначальником жанра фильма ужасов.
В том, что классические ретроспективы будут востребованы в Питере не меньше, чем в Москве, теперь уже не приходится сомневаться. К слову, кинотеатры сейчас фиксируют некое отторжение зрителей от фильмов, которые в изобилии штампуют прокатные конторы в радиусе Невского проспекта. В поисках кинотеатров, где можно увидеть качественное кино, зрители находят пока только зал европейского фильма «Фестиваля фестивалей» в Доме кино.
Теперь этот пробел частично восполнит «Родина», которая отдает на откуп «музейщикам» десять вечерних сеансов в месяц. Это временный вариант, но в то же время оптимальный, так как именно «Родина» имеет сейчас один из лучших в городе проекторов, хороший звук и приемлемый уровень комфорта.
А если питерские городские власти вдруг осознают необходимость отдельного «музейного» зала или даже кинотеатра, организаторы Музея кино в свою очередь готовы предоставить поклонникам «важнейшего из искусств» возможность ежедневного общения с киноклассикой.


Елена САЖИНА