Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Где деньги, зин? а на бензин!

22 августа 2002 10:00

Автолюбители, которые только что расслаби- лись в связи с заявлениями Михаила Касьянова о том, что пошлины на подержанные иномарки повышать пока не стоит, похоже, проспали самое главное. Пошлины пошлинами, а вот цены на бензин в начале следующего года могут вырасти в полтора-два раза. А вслед за ними и на все остальное.




Именно такой расчет приводят нефтетрейдеры, попросту - торговцы бензином. Рост цен они объясняют новым федеральным законом, который вступил в силу в конце июля и начинает действовать с 1 января следующего года. Название документа длинное и малопонятное - "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Его основная мысль в том, чтобы скомпенсировать бюджетные потери, возникающие из-за отмены налога на пользователей автодорог и налога с владельцев транспортных средств. Для чего, соответственно, предлагают увеличить собираемость налогов с нефтеторговцев. Казалось бы, с чем спорить? Но питерские нефтеторговцы с цифрами в руках доказывают: все это ударит в первую очередь по потребителям. Именно им придется в конечном счете расплачиваться за все сомнительные новации, которые предлагают для пополнения бюджета налоговики.
Новая система сбора акцизов с ГСМ, по утверждению нефтеторговцев, приведет к удорожанию топлива. А отдельные пункты нового закона сделают крайне выгодной торговлю "бодяжным" бензином, и доля "паленого" топлива на АЗС увеличится вдвое по сравнению с нынешней отметкой в 20%. К тому же из-за ломки уже сложившейся структуры поставок начнутся перебои с бензином, и автомобилистам придется вспомнить о многочасовых очередях на бензоколонках... Словом, тушите свет.
Но и это еще не все. Отдельные положения нового закона приведут к полному вытеснению с рынка мелкооптовых региональных торговцев, а их место займут федеральные нефтяные гиганты... Вот, кажется, мы и добрались до самого главного. Ясно ведь, что нефтебизнес печется в первую очередь о себе, а не о нас, грешных. Только вот если станет хуже им, лучше ли при этом станет нам?
- 90 процентов действующих региональных нефтетрейдеров окажутся вытеснены с рынка, - говорит президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. - Если говорить о Петербурге и области - это 50 - 60 компаний. Их место, естественно, займут нефтяные гиганты. Но беда в том, что сегодня они к этому не готовы, и понадобится немало времени для того, чтобы полностью перестроить уже сложившуюся структуру нефтепоставок. К тому же у них совершенно другие приоритеты деятельности.
Как утверждают питерские "нефтяные бароны", их интересы и интересы "нефтяных олигархов" - это, как говорят в Одессе, - две большие разницы. Ведь если для независимых региональных операторов продажа топлива на местном рынке - единственный заработок, это вынуждает их крутиться как белка в колесе для того, чтобы обеспечить наличие бензина на АЗС по приемлемым ценам. Гиганты же зарабатывают свои миллиарды не только в России, но и за рубежом. Плоха конъюнктура мировых цен - они продают топливо в России, хороша - "за бугром". И внутренний рынок заинтересует их лишь в том случае, если цены будут сопоставимы с экспортными. Для чего нужно привести внутренние цены в соответствие с мировыми.
Впрочем, если все эти прогнозы оправдаются, до этого останется всего лишь один шаг...

Николай Донсков