Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Бюджет идет впереди выборов

22 августа 2002 10:00

Несмотря на продолжающиеся парламентские каникулы, минувший понедельник ознаменовался всплеском депутатской активности. В этот день состоялось внеочередное заседание городских законодателей. Горячих тем было всего две: выборы и городской бюджет.




Выборы в Законодательное собрание будут назначены на 8 декабря. Это решение, как договорились координаторы фракций ЗакСа, должно быть принято на первом послеканикулярном заседании - 11 сентября. Предложение собраться раньше поддержки не нашло. Как и предложение ударно поработать, чтобы в срочном порядке изменить городской закон о выборах, приведя его в соответствие с недавно принятым федеральным законом...
О том, что питерский закон, принятый в 2001 году, необходимо менять, "Новая газета" писала еще в начале лета. Было очевидно, что он существенно разойдется с федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", подписанным президентом 13 июня. "Протокол разногласий" был достаточно обширен: федеральный закон предусматривал отличный от питерского порядок образования избирательных комиссий, порядок предвыборной агитации, порядок и условия выдвижения кандидатов, обязательную 20-процентную явку на выборы и так далее - всего несколько десятков позиций.
Для того, чтобы эти разногласия устранить, следовало бы сперва разработать изменения к городскому закону, затем потратить несколько заседаний ЗС на то, чтобы эти изменения принять. Но... идти таким сложным путем депутаты не захотели. Проще показалось не делать ничего и проводить будущие выборы сразу по двум законам: федеральному и городскому, применяя федеральный в случае возникновения противоречий.
Это обещает нам неизбежные споры, бурные юридические дискуссии, а то и судебные процессы относительно трактовки тех или иных положений (тем более что многие из них сформулированы так хитро, что прямого противоречия не усматривается). В общем, возникает довольно мутная предвыборная "вода". Кто-то, возможно, считает более выгодным этот вариант, рассчитывая именно в ней поймать золотую рыбку удачи. Но в массе своей и кандидатам, и избирательным комиссиям это принесет только лишние хлопоты.
Помимо избирательного процесса, сразу после каникул развернется и бюджетный процесс: осень - традиционное время принятия городской ведомости приходов и расходов. Впрочем, городская администрация взяла на себя повышенные обязательства: чтобы не допустить совпадения пика бюджетных дискуссий с пиком избирательной кампании, Смольный готов внести бюджет раньше срока, уже 10 сентября представив его депутатам. Тогда при благоприятном стечении обстоятельств к концу октября бюджет будет принят. После чего оставшийся месяц депутаты могут всецело отдаться делу собственного переизбрания.
Что касается самого бюджета, то город, к сожалению, ждут потери. Не в первый раз приходится констатировать, что "московские петербуржцы", на словах клянущиеся в любви к родному городу, на деле ведут себя иначе. Вот и теперь Минфин, возглавляемый Алексеем Кудриным, вознамерился отобрать у регионов акцизы на табачные изделия, забрав соответствующие доходы в федеральный бюджет. Для Петербурга это означает потерю примерно пяти миллиардов рублей - около 10% нынешнего бюджета. Заметим: в свое время Петербург (как и Ленинградская область) привлекал в табачную отрасль крупных инвесторов, давая им серьезные налоговые льготы за счет городского бюджета. Расчет был не только на создание новых рабочих мест, но и на то, что, когда производство заработает - город получит существенную добавку к своей казне. Теперь получается, что старались зря: полученные доходы заберет федеральный центр, не приложивший ни малейших усилий к тому, чтобы они появились.
Формально, конечно, вопрос о перераспределении "табачных" доходов будет решаться при утверждении федерального бюджета на 2003 год. Но Госдума у нас настолько послушна исполнительной власти, что сомневаться в результате не приходится. А если учесть, что отмена с 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств влечет за собой потерю еще шести с лишним миллиардов рублей - картина становится совсем грустной. Часть доходов городу, правда, компенсируют - бюджет Петербурга получит поступления от транспортного налога, дополнительные 1,5% налога на прибыль и часть акцизов на бензин и нефтепродукты. Но компенсации составят меньше 8 миллиардов рублей, при том, что суммарные потери - больше 11 миллиардов.

Борис ВИШНЕВСКИЙ