Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Пеизаж перед битвой

28 сентября 2002 10:00

Политики не часто вспоминают о проблемах образования: как правило, только перед 1 сентября и перед выборами. Совпадение этих двух факторов привело к тому, что школа стала зоной повышенного внимания. В «Росбалте» прошел семинар профессора Валерия Островского (потенциального кандидата в депутаты от СПС) о причинах пробуксовки реформ образования в Санкт-Петербурге. Глава «Ленэнерго» Андрей Лихачев объявил о том, что Союз правых сил подарит всем учащимся выпускных классов интернет-карты, а также учредит ряд стипендий. А городская администрация впервые провела традиционный августовский педагогический совет в прямом эфире, предложив всем петербуржцам задавать вопросы представителям властей и высказывать свое мнение по актуальным проблемам школьной жизни. В общем, усилий было затрачено достаточно, но их результативность внушает серьезные сомнения. Впрочем, обо всем по порядку.





«Наша школа - лучшая в России», - провозгласил, выступая на педсовете, губернатор Владимир Яковлев, однако оптимистического заряда хватило лишь до тех пор, пока не начался разговор по существу. Опрос, посвященный новому порядку приема в 1-й класс, показал, что больше половины родителей недовольны «правилами игры», которые установил Комитет по образованию в марте нынешнего года. Хотя, казалось бы, комитет заботился именно о будущих первоклашках: они получили возможность без конкурсов и собеседований поступать в любые гимназии. Но многие родители эту заботу почему-то не оценили. «Я готовила ребенка к школе, - объяснила одна женщина, которой посчастливилось задать вопрос в телекамеру. - Но что он будет делать, если окажется в одном классе с неподготовленными детьми?» «Все зависит от педагогического мастерства учителя», - ответила директриса одной из городских гимназий, но вряд ли этот расплывчатый комментарий устроил кого-либо из родителей. Ведь для того, чтобы ребенок научился работать, его надо нагружать, задавая все более сложные задачки. Учитель, вынужденный работать с «разноуровневым» классом, вряд ли станет этим заниматься: ему проще привести всех к одному, среднему знаменателю, «укоротив крылышки» тем, кто вырывается вперед. Именно поэтому у «конкурсных» школ - несмотря на все минусы этой системы - было столько сторонников. Впрочем, почему «было»? Осталось! Просто люди, работающие в системе образования, как парвило, не рискуют высказывать вслух мнение, противоречащее мнению начальства. Хотя исключения встречаются: непопулярная мысль о том, что беда вовсе не в конкурсах, а в ограниченном числе хороших школ, прозвучала и на большом педсовете...
О том же - и на семинаре в «Росбалте». Его участники приводили данные, свидетельствующие о колоссальном разрыве между качеством «среднего» и «элитарного» образования. Шла речь и о положении учителя. «Рядовой инспектор РОНО, являющийся государственным служащим, получает 10 тысяч рублей в месяц, а учитель 14-го разряда с немалым стажем при полной нагрузке в неделю - 3,5 тысячи», - объяснял Валерий Островский. Другие выступавшие напомнили, что после обещанного правительством повышения зарплат питерские школы потеряли 3 тысячи учителей: слишком незначительной оказалась долгожданная прибавка. В ситуации, когда объявления о приеме на работу висят даже на дверях престижных гимназий, требования к претендентам сводятся к минимуму. И стоит ли удивляться, что многие родители недовольны тем, КАК учат их детей в «лучшей в России школе», а специалисты бьют в набат, утверждая, что если отток учителей не удастся остановить, то через пять-десять лет образовывать детишек придется самим родителям. Правда, Владимир Яковлев пообещал, что Комитет по образованию получит жирный кусок «бюджетного пирога»: в 2003 году на эти цели будет выделено более 14 миллиардов рублей. «Мы выделяем на образование столько же, сколько на коммунальное хозяйство», - сообщил губернатор. Однако пока непонятно, на что именно пойдут эти средства и сколь рачительно будут их расходовать. Если так же, как и в коммунальном хозяйстве, то толку не будет.
На большом педсовете разговор о деньгах вообще обернулся небольшим скандалом. Впрочем, разгорелся он не из-за бюджетных миллиардов, а из-за спонсорских сотен: отвечая на вопрос: «Чем бы вы хотели помочь школе, деньгами или личным трудом?», большинство родителей выбрало третий вариант ответа: «ничем».
Этот результат поверг в шок педагогическую общественность, хотя на самом деле в нем нет ничего неожиданного. Уже устраивая свое чадо в детский сад, мамы и папы частенько выясняют, что его примут туда лишь «в комплекте» с добровольным пожертвованием на ремонт учреждения. Потому надо сдавать деньги на игрушки и пособия, на моющие средства, на подарки воспитателям, на проведение праздников... словом, продолжать можно до бесконечности. С поступлением в школу количество поборов возрастает: надо платить за охрану, за дополнительные занятия, за... Представители Комитета по образованию не перестают говорить о том, что подобное «спонсорство» - дело сугубо добровольное, но на практике ни о какой добровольности нет и речи. В случае отказа вносить «пожертвование» или водить ребенка на платные семинары вам, скорее всего, посоветуют найти школу «попроще». Да, разумеется, на таких «советчиков» можно найти управу, пожаловавшись в вышестоящие органы. Но каково потом будет вашему ребенку? «Ко мне недавно обратилась избирательница и попросила оказать материальную помощь на... спонсорские взносы», - рассказал председатель комиссии Законодательного собрания по образованию Леонид Романков.
Как переломить ситуацию, кажется, не знает никто. Определенные надежды связывались с переходом к «подушевому» финансированию: предполагалось, что бюджетные деньги будут приходить в школы вместе с детьми, и это заставит учебные заведения бороться за каждого ребенка. По словам представителя Министерства по образованию, выступавшего на семинаре в «Росбалте», такая система уже опробована в ряде регионов и показала свою эффективность. Выяснилось, в частности, что подушевое финансирование позволяет экономить солидные средства. Однако питерская администрация не спешит не только примкнуть к эксперименту, но и сообщить, сколько же денег расходуется сегодня на каждого ученика. И поэтому обещание направить 14 миллиардов на образование пока не вызывает особой радости. Ведь для того чтобы определить, много это или мало, надо сравнивать не с коммунальным хозяйством, а с потребностями питерских учебных учреждений. Лишь после этого родители смогут понять, сколько же им надо доплатить...
В общем, все эти дискуссии не позволили даже приблизиться к пониманию того, как же надо решать многочисленные проблемы образования, за какую ниточку тянуть, чтобы распутать клубок. Вопросов здесь куда больше, чем ответов. А чтобы найти ответы, политики должны вспоминать об этой проблеме не раз в год и не перед выборами, а несколько чаще. Впрочем, о таком счастье педагоги и родители уже не смеют даже мечтать...

Вероника АЗАРОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС