Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Дело закрыто, дело продолжается

28 сентября 2002 10:00

Прекращение уголовного дела в отношении бывшего и.о. вице-губернатора, председателя Комитета по печати Александра Потехина вовсе не стало концом этого уголовного дела. 26 августа Отдел Генпрокуратуры в Северо-Западном федеральном округе, прекратив за истечением срока давности и по амнистии дело в отношении самого Александра Потехина, продлил срок следствия по оставшимся двум фигурантам: подчиненному Потехина Дмитрию Солонникову и компьютерному дизайнеру из автономной некоммерческой организации «Городской центр развития общественных связей» (ГЦ РОС) Михаилу Гольду до 4 октября. По словам адвоката Никиты Филатова, следствие настроено закончить это дело и направить его в суд. Правда, уже без бывшего вице-губернатора.



Дело Александра Потехина, как и дела других крупных петербургских чиновников, начиналось весьма громко. В июне прошлого года Главное следственное управление при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области возбудило уголовное дело по признакам мошенничества. Вернее, материалы по нему как отдельный эпизод были выделены из общего так называемого «дела социологов». Речь шла о том, что бюджетные средства, выделенные на те или иные проекты ГЦ РОС Комитетом по печати, якобы обналичивались через различные фиктивные предприятия. Самого Александра Потехина обвинили в незаконном участии в предпринимательской деятельности и халатности. В ноябре 2001 года ему избрали меру пресечения - подписку о невыезде, и и.о. вице-губернатора пришлось писать прошение об отставке. После чего в Смольном произошла рокировка - председателем Комитета по печати стала супруга Потехина Ирина (причем ей даже удалось при утверждении в Законодательном собрании, хотя и со второй попытки, отбить от должности вице-губернатора приставку и.о., чего так и не смог добиться ее супруг), а сам Александр Владиславович занял руководящее кресло супруги в издательском доме «Комсомольская правда в Петербурге».
Прегрешения Александра Потехина, по мнению обвинения, выражались в том, что он якобы, несмотря на законодательный запрет, на пару со своим замом Дмитрием Солонниковым «выступил учредителем ГЦ РОС и участвовал в управлении ею через доверенное лицо с предоставлением учрежденной организации льгот и преимуществ» (эта часть дела прекращена за истечением срока давности), а также, отдав победу в тендере на создание и поддержание официального интернет-сайта к 300-летию Петербурга этому самому ГЦ РОС, «причинил ущерб городскому бюджету в 1,8 миллиона рублей в период с апреля 1999 года по май 2000-го, завысив на эту сумму смету расходов на реализацию концепции представления Петербурга в международной сети Интернет» (а эта часть прекращена по амнистии).
Как бы то ни было, но городской сайт создан - его, как говорится, можно потрогать руками вместе с интерактивной графикой, музыкальным сопровождением и регулярным обновлением - достаточно только войти в интернет. По словам адвоката Никиты Филатова, проведенная в рамках следствия экспертиза установила, что сайт стоит именно столько денег, сколько и было на него затрачено, а кроме того, ГЦ РОС взял сайт на бессрочное обслуживание, и вот уже третий год поддерживает его технически без копейки бюджетных средств.
Защита Александра Потехина уверена, что при любом раскладе все обвинения высосаны из пальца, так что можно было побороться за полное оправдание: ведь прекращение дела по истечении срока давности не является реабилитирующим обстоятельством и как бы продолжает бросать малоприятную тень на репутацию бывшего «главного смотрителя» петербургской печати. И сам Потехин считает себя невиновным и намерен бороться за свое доброе имя в любых инстанциях вплоть до суда. Правда, по словам адвоката, он решил согласиться и на нынешний вариант, сочтя его тактическим успехом. Хотя слишком уж велика вероятность того, что успех будет омрачен и постановление о прекращении дела противники Потехина используют против него... Мог ли он недооценить этот факт?

Александр САМОЙЛОВ