Последняя осень

2 сентября 2002 10:00

Для многих депутатов петербургского Законодательного собрания приближается последняя осень. Не подумайте ничего страшного - просто в конце года истекает срок полномочий обитателей Мариинского дворца, а по данным социологических опросов более чем половине из них придется подыскивать новое место работы. Провели свои каникулы городские народные избранники по-разному. Многие, бесстрашно рискуя здоровьем, отважились посетить далекие страны со средиземноморским климатом. Но в последние дни вновь засновали по изнемогающему от жары и автомобильных пробок городу машины с заветными номерами О - ОА. Начинается новая предвыборная кампания.





По осени кто-то считает цыплят, кто-то съеживается в ожидании очередного политического или экономического кризиса, третьи, в данном случае петербургские депутаты, пытаются подвести, как каждый из них надеется, некие предварительные итоги. Знаете, как бывает: перед лицом общей опасности или в беде, казалось бы, полнейшие антиподы неожиданно начинают испытывать более чем терпимое отношение друг к другу.
Нечто похожее произошло и с депутатами. В последний день заседания перед отпуском у находившихся в Мариинском дворце буквально слезы на глаза наворачивались, как трогательно выглядела их сцена прощания. Все, как будто стараясь убедить в этом коллег и самих себя, не жалели эпитетов благодарности за плодотворную работу. Может быть, и нам стоит разделить восторги своих депутатов?
Одно из их главных достижений - по собственным уверениям народных избранников - выполняемый на сегодняшний день бюджет 2002 года и уже готовый проект бюджета года грядущего. Но здесь возникают вопросы. Во-первых, прерогатива выполнения бюджета принадлежит все же скорее администрации города, а не депутатам. (Кстати, то, что он будет в целом выполнен, - большой вопрос. Некоторые его показатели уже «поехали».) Во-вторых, и новый бюджет опять-таки готовит администрация, а не депутаты.
Если говорить о параметрах бюджета, представленного председателем Комитета финансов администрации города Виктором Кротовым, они тоже не столь однозначны. Действительно, планируется по сравнению с нынешним годом увеличение валового регионального продукта на 6,2% (при среднероссийских темпах роста экономики не такая уж и большая цифра). При этом курс доллара зафиксирован на оптимистической цифре в 34 рубля, хотя практически все, даже проправительственные аналитики, уверены, что эту планку он преодолеет уже к концу 2002 года. Инфляция, соответственно, тоже сама скромность - 13,5%. Главная гордость создателей бюджета, что его доходная часть - 74,9 миллиарда рублей (в нынешнем - 63,3 миллиарда) почти дотянет до докризисного уровня, а в сопоставимых ценах даже его превысит.
Но на самом деле все это напоминает песенку о прекрасной маркизе. В остальном, может быть, все и хорошо, но вот как покрыть потери бюджета в 3,6 миллиарда рублей, которые возникают из-за изменений в федеральном законодательстве, пока неизвестно. Часть потерь, впрочем, рассчитывают скомпенсировать: предлагаемый бюджет-2003 сформирован с дефицитом в 1,5 миллиарда рублей. Правда, после первого и второго чтений, когда будет пролоббировано жизненно необходимое депутатам в преддверии выборов увеличение ассигнований на социальные статьи, дефицит, по-видимому, возрастет еще больше. Да и на знаменитые «депутатские поправки» губернатору придется не скупиться: у него тоже скоро выборы...
Напомним, каким образом бюджет Петербурга благодаря новым поправкам к Налоговому кодексу недосчитается изрядной суммы в 11,5 миллиарда рублей. Основной удар нанес «дорожный фонд» (5,1 миллиарда). Его просто отменили, как «вредный для экономики и не полезный для дорог». Эквивалентная сумма улетучится после того, как «табачные» акцизы станут оседать в федеральном центре. Правда, правительство Петербурга направило письмо в Москву с просьбой отбирать не все деньги сразу, а постепенно, чтобы было не так обидно. Затея почти наверняка не вызовет там понимания.
В общем-то Москву понять можно. Подобное ослабление регионов на фоне укрепления (в том числе, как предполагают, и финансового) полпредств должно дать серьезные результаты. Прежде сильные и независимые от центра губернаторы вновь начнут таскать шоколадки секретаршам руководителей Минфина и заискивающе смотреть в сторону Москвы...
Возвращаясь к городскому бюджету, невольно задаешься вопросом: как будут компенсировать потери? Например, собираются увеличить региональную ставку налога на прибыль. Вы понимаете: нелегальный, «черный», бизнес, как и отдельные предприниматели, собираются по старой схеме официально на бумаге по-прежнему еле-еле сводить концы с концами, платить за них в итоге будут добросовестные налогоплательщики. С другой стороны, увеличатся возможности злоупотреблений для налоговиков: система расчета налога на прибыль при желании позволяет объяснить любому коммерсанту, что он «не прав». Как это проистекает в сфере малого бизнеса (речь о фактической отмене единого налога), мы уже недавно писали.
Следующий блок связан с получением дополнительных доходов от ставки земельного налога и арендной платы за земельные участки. Как это удастся на практике, пока у нас нет земельного кадастра, спросите в Комитете по управлению городским имуществом.
Еще один источник доходов - индексация ставок акцизов на пиво и алкоголь. Среди петербургских пивоваров по этому поводу уже пошло брожение. Они не успевают отбиваться от инициатив Москвы, которая всеми правдами и неправдами старается заставить их раскошеливаться, как производителей крепких спиртных напитков, а тут еще сюрприз от своих, местных властей.
Впрочем, если вы ничего, кроме молока и чая, не употребляете, а потому повышение цен на пиво и алкоголь вас не волнует, не стоит отчаиваться. Возможно, вы автолюбитель. Есть сюрприз и для вас. Отныне за одну лошадиную силу придется раскошеливаться на 4,5 рубля и выше. Тем же, кто обзавелся иномаркой, и вовсе жизнь медом не покажется - их транспортный налог возрастет минимум в два раза...
Мы рассмотрели лишь один из примеров плодотворной совместной работы депутатов и горадминистрации - бюджет. Если это можно занести в актив мариинцев, то в ту же графу можно записать десятки важнейших городских законов, которые не принимались несколько лет, «партийную стойкость», которая не мешала фракциям распадаться, а депутатам - менять свои политические пристрастия как перчатки, корпоративную солидарность, заставлявшую защищать от правосудия - не всегда бескорыстно - своих коллег, более известных криминальной, а не законотворческой деятельностью, и т. д...
Впрочем, у любого депутата еще остается время, чтобы убедить избирателей в своей искренней преданности их интересам. Последняя осень уже наступила.

Леонид ПАНЧЕНКО
Фото Николая КУХАРСКОГО



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close