Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Железные кресты и немецкие марки

22 ноября 2001 10:00

Статья под таким названием была опубликована в «Новой газете»4 июня.Она рассказывала о конфликте, возникшем между российскими и германскими партне рами, которые участвуют в работах по перезахороне нию останков погибших на территории России в годы Второй мировой войны немецких солдат.Тогда каза лось, все скоро образуется.Сама жизнь должна подска зать выход из этого двусмысленного положения.Но это го не произошло.Прошедшие месяцы не только ничего не изменили, но усугубили ситуацию.Но по порядку.




Поиском и перезахоронени ем останков погибших во время войны немецких солдат занима ются представители Народного союза Германии, организации, которой уже 80 лет.Союз воз ник после Первой мировой вой ны для того, чтобы ухаживать за немецкими солдатскими могила ми повсюду, где бы они ни были. Сегодня он опекает около 650 военных кладбищ на террито рии 40 государств мира.
В Европе во Франции, Голландии, Польше Народ ный союз занимается устрой ством немецких солдатских за хоронений уже давно.В Рос сии это стало возможно после подписания в 1992 году меж правительственного российс ко германского соглашения. (Кстати, немцы помогают со хранять и российские военные кладбища в Германии, у нас на это, как известно, не хватает средств.)В России восстанав ливается или уже восстановле но около 90 немецких воен ных кладбищ.А всего на на шей территории 118 тысяч не мецких захоронений.
С российской стороны для проведения этих работ в 1991 году при участии Министер ства обороны в Москве была создана специальная органи зация Ассоциация междуна родного военно мемориаль ного сотрудничества «Воен ные мемориалы».«Мемориа лы»должны осуществлять всю необходимую техническую ра боту и вообще всячески содей ствовать иностранцам.
Все бы хорошо.Но весной этого года между «Военными мемориалами»и Народным союзом Германии возник кон фликт.Работа немцев была па рализована.Целый год (работа по перезахоронению, понят но, сезонная)прошел впус тую.После этого Народный союз заявил о том, что он раз рывает договор с «Мемориала ми», что и должно произойти в конце года.Почему?
Генеральный директор «Военных мемориалов»Алек сандр Быстрицкий рассказал по телефону «Новой газете», что во всем виноваты сами немцы.Дескать, они не хотят выполнять законных требова ний российской стороны:не оформляют положенные до кументы для проведения рас копок и устройства кладбищ, не доплачивают налоги, не представляют «Военным ме мориалам»отчет.Да и вообще, мол, чувствуют себя здесь слишком самостоятельными, а ведь здесь им не тут.В смысле это вам не Германия.
Представители Народного союза трактуют события ина че.По их версии, как раз Быст рицкий чувствует себя слиш ком безнаказанным.Пытается «закручивать гайки», диктовать немцам свои условия.Поэтому они и не считают возможным продолжать с ним работу.
Внутреннюю логику собы тий объясняют так.Через «Во енные мемориалы»идут день ги, предназначенные для пе резахоронения и ухода за мо гилами.Кстати, не только из Германии, но и из Италии, Венгрии, Польши, Словакии, Финляндии, Японии.Деньги немалые.За восемь лет для ус тройства в России солдатских военных кладбищ одна только Германия перечислила не сколько миллионов немецких марок.
Говорят, что счета, кото рые «Мемориалы»представ ляют в Народный союз Гер мании за свою работу, завы шены, работа не стоит денег, которые за них берут.Если это так, тогда понятно, что немцы в России как бельмо на глазу.Ведь не будь здесь представителей Народного союза, для «Мемориалов»на ступит полная вольница.Кто проконтролирует, какая часть перечисленных из Германии миллионов будет закопана в многострадальную российс кую землю, а какая, не дай бог, осядет по пути в чьих то карманах?
Словом, ситуация патовая. Межправительственный рос сийско германский договор остается в силе.А договор между уполномоченными с той и с другой стороны орга низациями расторгнут.30 ок тября в Москве прошли дву сторонние консультации «в верхах»на уровне германс кого посольства и российского Минобороны.Что дальше пока не знает никто.


Николай ДОНСКОВ