Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Как генерал в город приехал

9 сентября 2002 10:00

Гарнизонному военному суду Петербурга в ближайшее время вновь придется вернуться к одной, казалось бы, уже забытой истории. 22-летний военный водитель Альфред Калямов из оправданного вновь превратился в подсудимого. Кассационная инстанция по уголовным делам Ленинградского окружного военного суда отменила оправдательный приговор гарнизонного суда. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции на том основании, что выводы суда не совпадают с фактическими обстоятельствами дела.





Трагедия произошла в день визита в Петербург министра обороны России Сергея Иванова и имела к визиту московского петербуржца самое непосредственное отношение.
5 марта этого года средь бела дня колонна представительских автомобилей (в основном «Волг») руководства Ленинградского военного округа мчалась по городу в сторону военного аэродрома в Левашово. Мчалась, как водится, в сопровождении «восьмерок» военной автоинспекции, со включенными сиренами и мигалками, горящими фарами. Скорость была ненамного выше положенной - до 70 - 80 километров в час. Светофоры проскакивали, не глядя, какой там свет... Да мало ли таких колонн, особенно в последнее время, можно увидеть на улицах северной столицы...
Когда колонна проскочила перекресток Ланского шоссе и Омской улицы, одна из начальственных «Волг», которая везла начальника пресс-службы ЛенВО Юрия Кленова, несколько поотстала. Военный водитель, рядовой Военного артиллерийского университета Альфред Калямов нажал на газ, надеясь догнать уходящую вперед колонну. А тут, как назло, на светофоре мигнул и погас зеленый разрешающий свет, замигал желтый. Калямов не успевал проскочить светофор. Но из замыкающей ВАИшной «восьмерки» раздался грозный окрик по громкой связи: «Не останавливаться, продолжать движение!» И Калямов снова надавил на педаль газа, хотя для него горел уже красный. А по переходу шли пешеходы, на перекресток выезжали машины, для которых светофор был зеленым. Столкновение казалось неизбежным. И оно произошло.
На перекресток с Омской выезжали два грузовика: «КамАЗ» и «ГАЗ-3307». Водитель «КамАЗа» заметил летевшие военные машины и притормозил, а вот водитель «газона», которому поле зрения перекрывал «КамАЗ», затормозить не успел. Удар капотом грузовика пришелся в правый борт «Волги». Ее развернуло и отбросило прямо на пожилого мужчину и двух женщин, переходивших перекресток по пешеходному переходу, а затем и на другую легковую машину - «фольксваген-гольф». Один из пешеходов Травкин скончался на месте. Его спутницу Семенову в тяжелом состоянии отвезли в больницу, где она умерла две недели спустя. В больницу попала и третья переходившая перекресток женщина - Петрова, а также получивший сотрясение мозга Кленов.
Военное начальство сочло виновником трагедии рядового Калямова. На парня из далекой башкирской деревни Сабаево возбудили уголовное дело по статье 350, часть 3 УК РФ - нарушение правил вождения транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека и смерть двух лиц.
Однако суд решил, что вины Калямова в произошедшем не было. Водитель ехал со включенными спецсигналами, тем более что приказ продолжить движение, несмотря на красный свет, ему подтвердил сотрудник ВАИ. По мнению суда, этому приказу должны были подчиниться и другие участники дорожного движения: водители и пешеходы. Потому Калямов и был оправдан. Кроме того, его оправдание позволило суду оставить без рассмотрения гражданские иски потерпевших. Сами, мол, виноваты...
Это решение и было отменено кассационной коллегией окружного военного суда. Теперь всех участников процесса ждет повторение пройденного, но уже в другом судейском составе. А адвокат Альфреда Калямова Юрий Карпенко намерен добиваться возбуждения уголовного дела на следователя военной прокуратуры, проводившего предварительное расследование, и жаловаться на решение кассации вплоть до президента.
Впрочем, возможно, ему же стоило бы пожаловаться и на возрастающее в геометрической прогрессии количество VIP-визитов, с которыми надо что-то решать. Ведь обеспечить стремительное продвижение автоколонн по неприспособленным для этого питерским улицам явно непросто. И, как показал горький опыт, помимо обычных неприятностей из-за перекрытых дорог, закупоренных непробиваемыми автомобильными пробками, это легко может стать причиной человеческих трагедий.

Отдел расследований ИД «Кросс-Медиа»
Фото ИНТЕРПРЕСС