Наши люди в булочную на такси не ездят

12 сентября 2002 10:00

Петербург может стать городом очередной революции - транспортной. Но может и не стать... Дело в том, что еще весной этого года троим пенсионерам удалось доказать, что городские власти не выполняют ряд федеральных законов о льготах для ветеранов и инвалидов при проезде в транспорте: льготы на городских коммерческих маршрутах не действуют, а, по логике федеральных законов, должны бы. Суд-то с этим согласился, но вот владельцы маршруток и водители автобусов с буквой «К» по-прежнему не спешат сажать бесплатных пассажиров, требуя от властей города компенсацию за их проезд. А источник финансирования предполагаемого бесплатного проезда для льготников так и не определен...





Сейчас появились и предложения депутатов Законодательного собрания - внести изменения в городской закон «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге», чтобы все-таки легализовать проезд льготников на маршрутках. Но и это пока всего лишь предложения. Возникающие к тому же уже далеко не впервые. Проект доплаты коммерческим перевозчикам за обслуживание льготников родился еще пять лет назад. Но так и остался нереализованным. И произойдет ли это теперь - тоже большой вопрос. Тем более что власти - и исполнительная, и законодательная - вспоминают о нуждах пенсионеров и льготников чаще всего лишь в период предвыборных кампаний.
Предмет особой заботы правительства Петербурга - транспортные льготы пенсионерам, ветеранам и инвалидам. Не удивительно. Ведь город является, по преимуществу, городом пожилых людей: из 4 миллионов 600 тысяч жителей
1 миллион 250 тысяч - пенсионеры. Льготники, как известно, бесплатно пользуются общественным транспортом. Но проезд в появившихся в последние годы многочисленных коммерческих автобусах и маршрутках оплачивается всеми пассажирами одинаково, здесь льготы не действуют. Именно это положение поставили под сомнение трое пожилых петербуржцев, заметив, что эти ограничения нарушают право ветеранов и инвалидов на бесплатный проезд на всех (!) видах городского транспорта, кроме такси, что предусмотрено законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов РФ». Да и само понятие «коммерческий маршрут» в федеральном законодательстве отсутствует.
Разбирательства в Городском суде с переменным успехом длились два года и решились, как бы невероятно это ни показалось, в пользу ветеранов и инвалидов. То есть формально с 30 мая 2002 года любой житель Петербурга, имеющий льготы, предоставленные ему этими законами, получил право бесплатного проезда на коммерческих маршрутах.
Но на редкость единодушно в этой тяжбе выступили представители городской администрации и городского парламента. По их мнению, организация транспортного обслуживания населения находится в ведении властей города и может ими регулироваться введением понятий, не содержащихся в федеральном законе, к тому же транспортные средства на коммерческих маршрутах фактически действуют в режиме такси. Так что смело можно утверждать, что в самое ближайшее время эпохальное решение Горсуда будет оспорено. Или же все коммерческие маршруты приобретут официальный статус такси, на котором, как известно, наши люди в булочную не ездят.
Впрочем, все упирается в деньги. Вопрос дотаций для владельцев маршруток рассматривался еще несколько лет назад. Планировалось, что в каждой из них найдется один-два места для пенсионеров, за которых заплатит городской бюджет. Но, увы, пока этот вопрос так и завис во властных структурах...
Не остался без внимания власти и самый популярный летом среди людей пенсионного возраста вид транспорта - электричка. С мая по октябрь все питерские пенсионеры пользуются правом бесплатного проезда в пригородных электричках. Однако и эта возможность, которая для многих пожилых петербуржцев, кормящихся с собственного огорода, дает им едва ли не единственную возможность выжить, оказалась под сомнением: слишком много убытков приносят льготники Октябрьской железной дороге, а городской бюджет не в состоянии их компенсировать.
Накануне майских праздников, а стало быть, и дачного сезона, губернатор вопреки всем приводившимся раньше доводам издал распоряжение «О предоставлении права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения жителям Петербурга, получающим государственные пенсии». Однако сумма на это нужна немалая, которая к тому же не была заранее заложена в бюджете города. И уже к сентябрю расходы на предоставление льгот по бесплатному проезду, по данным Комитета финансов, составили 660 миллионов рублей. Причем до сих пор железная дорога их так и не дождалась. Поэтому что будет дальше с бесплатным проездом пенсионеров, непонятно.
Включат ли петербургские власти в бюджет следующего года дотации на проезд пенсионеров и ветеранов, тоже пока неясно. Хотя спорить об этом, вероятно, будут. Ведь рассуждения о том, что в городе живет не абстрактный электорат, а конкретные люди, чьи проблемы надо решать, накануне выборов, как известно, обостряются.

Андрей ЗАГОРСКИЙ
Фото ИНТЕРПРЕСС