Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Звезда и смерть «граунд зироу»

12 сентября 2002 10:00

11 сентября стал днем траура не только в Америке, но и в России. Первым из руководителей государств, кто позвонил в этот день президенту Бушу со словами соболезнования, вновь, как и год назад, стал президент Путин. Даже в петербургском Законодательном собрании новый парламентский год начался с минуты молчания в память о жертвах трагедии. В этот же день в Невской куртине Петропавловской крепости открылась фотовыставка «После 11 сентября. Снимки из эпицентра трагедии».





Автор снимков Джоэл Мейеровиц - один из крупнейших фотохудожников США. Джоэл живет в Нью-Йорке, но 11 сентября прошлого года его не было в городе. Узнав о случившемся, он сразу же примчался в Нью-Йорк. Весь район, прилегающий к развалинам зданий Всемирного торгового центра, был закрыт, туда не допускали даже вездесущих журналистов - только спасателей и полицию. Но Джоэлу удалось убедить власти города в том, что необходимо составить подробную фотолетопись всего происходящего в «граунд зироу». Так он стал единственным американским фотографом, получившим разрешение на съемки. За два месяца работ по разборке завалов он отснял больше пяти тысяч кадров. 27 из них он отобрал для создания передвижной выставки, которая будет показана в 23 странах мира. Мировое турне началось в Лондоне, этой весной выставка побывала в Москве, теперь в течение месяца она будет показана в Петербурге.
Джоэл Мейеровиц в Петербург не приехал. «Он никогда не ездит со своими выставками», - сказали о нем американцы. Выставку привезла Пэг Брин, президент Фонда сохранения архитектурного наследия Нью-Йорка. Которая, кстати, была очевидцем трагедии 11 сентября.
- В этот день я была на Манхэттене, примерно в четырех кварталах от Всемирного торгового центра, - рассказала Пэт Брин «Новой газете». - Я слышала грохот врезавшегося в здание самолета. Никогда не забуду этого страшного удара и звука падающего на землю огромного куска металла. Когда мы выскочили на улицу, увидели огромное количество строительного мусора, тучи дыма и пыли, тысячи бумаг, разбросанных вокруг и кружащихся в воздухе. Вначале мы решили, что все это трагическая случайность. Но когда я увидела, что самолет перед крушением развернулся так, чтобы крыльями задеть как можно больше этажей, стало ясно, что это не случайность. Мы бросились к метро. Когда уже были у станции, подлетел второй самолет, врезавшийся во вторую башню. Это было ужасно. Все вокруг кричали, бежали куда-то, женщины теряли на ходу туфли, не обращая на это внимания... После этого я долго не могла прийти в себя, не могла заставить себя спуститься в метро. Даже просто выйти из дома стоило больших усилий... Невозможно поверить, что с тех пор прошел уже год. В Нью-Йорке до сих пор проходят похороны погибших в те дни. Но жизнь продолжается. На прошлой неделе открыли ветку метро, проходящую как раз под «граунд зироу», открыли восстановленный зимний сад, который прилегал к зданиям ВТЦ, там снова растут экзотические пальмы и туда снова приходят люди. А по поводу зданий ВТЦ идут дебаты. Одни считают, что надо сделать здесь мемориал. Другие говорят, надо восстановить все, как было. Третьи уверяют, что надо объявить международный конкурс на новую застройку этого места... Знаете, мне сейчас кажется, что петербуржцы очень хорошо понимают нью-йоркцев. Петербург - это город, переживший смертельный ужас девятисот дней блокады. А мы пережили свой ужас. Вы помните 8 сентября - день начала блокады. А мы будем помнить 11 сентября...

Николай ДОНСКОВ
Фото Александра ГУТОРКИНА