Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Кук и клерк были здесь

12 сентября 2002 10:00

Капитан Джеймс Кук бессмертен. Или, по крайней мере, очень хотел быть бессмертным. Стал бы он иначе оставлять потомкам столько загадок и разнообразных напоминаний о себе! Неделю назад в одной из загородных библиотек Норфолка (Великобритания) за картинной рамой нашли письмо великого мореплавателя в британское Адмиралтейство. А не далее как во вторник в Кунсткамере открыли выставку «Последнее путешествие капитана Кука».





После гибели капитана его преемник Чарльз Клерк направил корабли на север, чтобы найти проход из Тихого океана в Атлантический. Экспедиция была вынуждена задержаться на Камчатке: отремонтировать суда и пополнить продовольственные запасы. Благодарностью английских моряков за помощь стали полинезийские «трофеи», которые глава Камчатки премьер-майор Магнус Бем в 1780 году доставил в Петербург.
Англичане не забыли о спасителях, и, приехав на родину, в подарок Бему они отправили серебряный сосуд с благодарственной надписью на латыни. Князь Потемкин, однако, решил, что этот сосуд - «государственное достояние», и вроде бы отдал достояние в один из музеев. После этого сосуд найти не смогли. Искали между тем все: от Павла I до искусствоведов уже в наши дни.
Несмотря на эту досадную историю, выставка в красоте потеряла немного. 39 коллекционных предметов прямо-таки излучают гавайский свет, как будто не было двух сотен лет забвения. Строгий фон зеленого сукна символизирует Океанию. «Постамент» для каждой из полинезийских диковин из дерева и куска каната напоминает корабельную оснастку. По словам авторов выставки, большинство экспонатов абсолютно уникальны, остальные чрезвычайно редки.
Большую часть экспозиции составляет различное оружие и амуниция: ножи, кинжалы, палицы, шлемы, нашлемники и боевые накидки. Немного странным кажется то, что все оружие из дерева и акульих зубов: полинезийцы еще не знали металла. Одежда, впрочем, тоже не х/б. «Запашная юбка» для мужчин с острова Тонга из листьев гибискуса, пояса из прожилок листьев кокосовой пальмы, накидки из перьев. Женский браслет и вовсе из клыков кабана.



Менее изысканны разве что развлечения островитян. Базальтовый камушек для игры похож на шайбу. Воткнутые в землю палочки образовывают длинный (до 40 метров) и узкий (2,5 сантиметра) коридор. Задача - броском направить камень по этому коридору так, чтобы он прокатился, не задев палочек. Скромненько и со вкусом.
Рядом «указка для игры в «угадайки», изготовленная из дерева, меха собак, пера и птичьих шкурок. Две команды по пять человек сидят на земле, разделенные пятью кипами тапы (материи из луба). Водящий прячет камень под одну из кип. Угадывающий бьет волосистой стороной указки по выбранной кипе. Угадал - у команды очко и право прятать камень. Длится эта высокоинтеллектуальная игра до десяти очков.
Еще об одной забаве можно прочитать в пояснении авторов выставки к огромному крючку для ловли акул: «Мясо акул шло в пищу. Кроме того, ловля акул являлась развлечением местной знати, своего рода видом спорта. В таких случаях в качестве наживки использовалось человеческое мясо, а в качестве приманки - жидкие продукты разложения мертвого тела». Очень дружелюбная цивилизация...
Казалось бы, время поднять самый животрепещущий вопрос: «Почему аборигены съели Кука?» В конце концов, ели они этого Кука или не ели? К сожалению, устроители выставки ответа так и не дали. Мы остаемся в неведении и можем лишь гадать, насколько достоверны «бэушные» версии ритуального убийства или смертельной драки с верховным вождем, пробуя их на зуб...

Алексей КОБЫЛКОВ
Фото Александра ГУТОРКИНА