Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Капут анненшуле

24 апреля 2008 10:00

В центре города готовится к расформированию школа № 203, более известная как Анненшуле. Учебное заведение, которое лишь ненамного младше самого Петербурга (300 лет ей могло бы исполниться в 2022 году), не прошло аккредитацию. А еще школа, как говорят, не принимала никакого участия в массовом голосовании петербургских учителей по открепительным удостоверениям на недавних президентских выборах. Но это, будем надеяться, к решению судьбы Анненшуле никакого отношения не имеет.

Комитет по образованию поставит точку в 300-летней истории знаменитой школы?





Начало конца
Школа № 203 имени Грибоедова располагается по адресу Кирочная, 8, в пятиэтажном здании в стиле модерн, с фонарями у подъездов. Пока еще находится. Сейчас в ней 11 классов, это 300–400 детей. А совсем недавно было 1200…
Первое предвестие скорого конца пришло в сентябре, когда школьное население узнало, что первый класс не набран, хотя было подано минимум 14 заявлений. Тут-то и пошли разговоры, что Анненшуле закроют, как 194-ю на улице Маяковского два года назад.
Давно было известно, что в ближайшее время школу ожидает капремонт. Инженерные сети пришли в полную негодность: на всю школу работает только один туалет. Но вот куда денутся учителя и их ученики на время ремонта, который займет никак не меньше года? И вернутся ли они в родные стены, когда он будет закончен?
На эти вопросы ходило несколько ответов, один, как водится, плохой, а второй еще хуже. Слух номер один гласил, что здание после капремонта передадут физико-математическому лицею, что находится с другой стороны кирхи святой Анны. Якобы в этом лицее, когда он был еще 239-й школой, когда-то учился нынешний вице-губернатор Сергей Тарасов, как раз отвечающий ныне за образование и культуру, и вот теперь он обещал своей альма-матер расширение в новое здание. А слух номер два вообще сводится к тому, что после официальной передачи лицею бывшую школу сразу продадут какой-то финской фирме.

Интересно, что первый слух уже нашел свое подтверждение: здание Анненшуле, 1906 года постройки, по данным Комитета по образованию, после ремонта действительно будет передано лицею № 239.
Впрочем, мало ли зданий передается в Петербурге из рук в руки? Чем бы власти ни тешились, лишь бы не сносили.
Другое дело — что станется с уникальным учительским коллективом, который и составляет, собственно, чудо под названием Анненшуле?



Что мы теряем
Девяносто процентов преподавателей 203-й — первой и высшей категории. Почти в каждом классе на стенах висят дипломы и грамоты, и не какие-нибудь, а от деканов и ректоров вузов. Все выпускники 11 класса прошлого года, кто хотел (а это намного больше половины), поступили в вузы. А значит, дело не только в «категориях»: детей не обманешь, они будут учиться лишь у тех, кто действительно вкладывает в свое дело душу. А таких преподавателей — полная Анненшуле!
Чего стоит один только химик Константин Эдуардович Долгополов, или КЭД, как его здесь называют. Человек-легенда! Его ехидные шуточки-прибауточки ученики и выпускники как сокровища собирают в специальной теме сайта «В Контакте»: «Дети — цветы жизни: либо в землю, либо в воду», «Трудно быть гением среди козявок», «Единственная извилина, и та умерла от одиночества», «Убей химика — спаси школу».
Центр неформальной жизни школы — театральная студия. Ее участники каждый год неизменно поступают в театральные вузы страны на актерские, режиссерские факультеты.
Также учителя и ученики отмечают исключительную по нынешним временам толерантность: абсолютно нет расизма, хотя разнообразие национальностей здесь — как на картинке про дружбу народов.
— Мне пришлось уйти из 10 класса, так как было известно, что школу закрывают. С января я уже учусь в другой, — рассказывает бывшая ученица 203-й Анастасия Афанасьева. — Школа, в которую я перешла — тоже хорошая, с коммерческим уклоном, но там все слишком официально. Атмосфера конкуренции. А 203-я — как домашняя. Здесь все дружат, и учителя, и ученики. Я сюда иногда прихожу, чтобы пообщаться с учителями, просто потому что мне здесь хорошо. Я хотела бы доучиться здесь до конца. Но не смогу. Это не честно.

Кадровый ответ
19 марта бесформенные слухи обрели, наконец, плоть и потребовали крови. На общем собрании учителей школы, при участии главы администрации Центрального района Светланы Штуковой и главы роно Центрального района Ирины Асланян, было заявлено: школа не прошла аккредитационную экспертизу по всем четырем пунктам!
К сведению читателя, аккредитацию школы проходят раз в пять лет, и на них выясняется, соответствует ли учебное заведение образовательным стандартам. Если нет — ее расформировывают.
Первый пункт экспертизы — успеваемость учеников. Она оказалась ниже нормы по одному из показателей: насколько известно родителям, по математике ученики на тестах набрали 2,9 балла (необходимый минимум — 3). Притом что в среднем по школе еще ниже — 2,4! Что говорит скорее о высоком уровне требований, чем о низком уровне преподавания. Кстати, те же ученики получают в других школах намного более высокие отметки (приходили из других школ с пятерками, здесь поначалу получали двойки, но потом выправлялись).
Второй пункт, связанный с методическими огрехами, оставим на совести проверяющих; по поводу же третьего — «несоответствие нормам гигиены» — действительно возразить нечего. Состояние школы оставляет желать лучшего, поэтому ей и требуется капремонт.
А вот четвертый пункт — низкая квалификация кадров — это за гранью понимания. Школа, мягко скажем, достойными учителями не обделена. К уже сказанному можно только добавить, что пять лет назад те же «кадры» прекрасно прошли аттестацию.
Окончательное решение по аккредитации будет принято 28 июня. Но учителя не строят иллюзий насчет своего будущего и воспринимают это как милость: хотя бы нынешних учеников выпустить с настоящими аттестатами — и на положительный результат летом не надеются.

Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА


Официально

Редакция «Новой» получила официальный ответ за подписью председателя Комитета по образованию Ольги Ивановой:
«С 1 сентября 2009 года после проведения работ по капитальному ремонту здание школы планируется передать Физико-математическому лицею № 239 Центрального района Петербурга. Целесообразность передачи здания обусловлена территориальной близостью зданий школы № 203 и лицея № 239, высокой востребованностью последнего. Контингент учащихся школы № 203 будет переведен в школу № 193. Педагогам школы № 203 будут предложены рабочие места в школе № 193 и других образовательных учреждениях района».
Решение об аккредитации школы № 203 будет принято аккредитационной коллегией Комитета по образованию в июне 2008 года.
По информации Комитета по образованию, в текущем учебном году проводится капитальный ремонт 13 образовательных учреждений с перемещением контингента обучающихся на один год в здания других учреждений. На 2008/2009 учебный год запланирован ремонт 19 образовательных учреждений города.
Работа школы № 203 в течение 2008/2009 учебного года будет организована в зданиях школы № 193 и школы № 189 («Шанс») Центрального района.

Прямая речь
Наталья СМИРНОВА (дочь учится в 7-м классе Анненшуле):
— Не сказала бы, что 203-я — плохая школа. Классы хорошие. Очень нравится преподавательский состав. Тем меньше доверия прошедшей аккредитации.
Я в гневе, потому что нас просто ставят перед фактом: не провели родительское собрание, никаких предложений не делали — мы сами выискиваем и спрашиваем, куда теперь определить детей.

Татьяна ИВАНОВА, директор школы № 203, отказалась давать «Новой» интервью, чтобы «не усугублять ситуацию»:
— Пожалуйста, дайте нам возможность решить эту проблему внутри школы. И так ситуация достаточно напряженная. Я как директор школы обязана выполнять распоряжения учредителя — Комитета по образованию. Огромная работа предстоит и с родителями, и с учителями, и чисто техническая.
— Что вы думаете по поводу 4-го пункта аттестации школы?
— А вот это — без комментариев.

Справка «Новой»
Анненшуле возникла в 1722 году по инициативе пастора Иоганна Шаттера как небольшая школа для прихожан. В 1736-м получила статус учебного заведения, а в 1740-м, после освящения церкви святой Анны, и свое знаменитое название. После 1780 года школа приобрела права городской, по программе была близка к реальному училищу, а в 1852-м ей был присвоен статус государственной гимназии, в результате чего ее выпускники получили право поступать в Университет. Выдающимися выпускниками Анненшуле были создатель системы физического воспитания Петр Лесгафт, врач Эдуард Эйхвальд, юрист Анатолий Кони, антрополог Николай Миклухо-Маклай, скульптор Роберт Бах, историк Василий Струве, артисты С. А. Мартинсон, Е. М. Грановская и др.
В 1906 году для школы построили дополнительное пятиэтажное кирпичное здание.
После 1917 года Анненшуле была национализирована, на ее базе создали Единую трудовую школу № 11. В 1939 году в старом здании Анненшуле, на Кирочной, 8а, разместилась 189-я школа (позже — 239-я, сейчас там Физико-математический лицей), а в новом, Кирочная, 8 — школа № 203 им. А. С. Грибоедова. Именно 203-я школа является сейчас духовной наследницей Анненшуле. Среди выпускников 203-й: великий шахматист Виктор Корчной, академик Герман Цейтлин, бард Евгений Клячкин, писатель Игорь Ефимов, художник Яков Виньковецкий, поэт Иосиф Бродский.
Немцы, основатели Анненшуле, передали ей свои лучшие национальные качества: выдержанность, воспитанность, аккуратность, высокий уровень знаний — которые и стали главным достоинством образования в этой знаменитой школе.