Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Гитарный перебор

28 мая 2008 10:00

Авторская песня, по признанию ее создателей, заменяла советским людям институты политической свободы


«Поющая душа» — так называется книга о ленинградских бардах 70-х годов, которую в минувшую субботу представляли на Санкт-Петербургском международном книжном салоне. Небольшой зал был набит битком, вместо сцены — стол с книгами. И музыка, звучавшая для тех, для кого авторская песня давно стала частью их собственной души.
Это вторая книга из серии «Гитара времени». Первая — «Берег надежд», о периоде 50–60-х годов, вышла в 2002 году, и давно стала раритетом. А впереди — третья книга, о бардах Ленинграда-Петербурга 80–2000-х годов, которую, как и предшествующие, готовят Алла и Марк Левитан, почти два десятка лет радующие нас книгами об авторской песне («Поющая душа» — уже 15-я по счету). Отчаянные энтузиасты, они во чтобы то ни стало хотят сохранить для потомков ленинградскую ветвь авторской песни как важнейшее свидетельство времени, как неотъемлемую часть культуры и общественной жизни нашего родного города…
В далеком 1965-м четверо молодых ленинградских бардов стали лауреатами первого Всесоюзного туристского слета. И уже через несколько месяцев, после серии концертов и гастролей, их имена запомнили все любители авторской песни в стране. Александр Городницкий, Евгений Клячкин, Валентин Вихорев и Борис Полоскин и по сей день в отдельных представлениях не нуждаются. С того же 1965-го начались знаменитые концерты авторской песни «Молодость, песня, гитара» в клубе «Восток», в Доме культуры пищевой промышленности на улице Правды.
Кто только ни выступал тогда на его сцене — и не только ленинградцы (кроме упомянутой четверки — Александр Дольский, Юрий Кукин, Валентин Глазанов, Борис Алмазов и другие), но и москвичи: Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Татьяна и Сергей Никитины, Виктор Берковский, Александр Мирзаян, Елена Камбурова, Вероника Долина, Григорий Гладков… Но оттепель уже закончилась, и непозволительное свободомыслие не могло продолжаться долго. Уже в 1969 году «Советская Россия» напишет: «Не дать публичную отповедь поклонникам сомнительных бардов — значит ослабить идейно-воспитательную работу». Авторскую песню начали постепенно душить, не выпуская на сцену наиболее «опасных» бардов, а о пластинках можно было только мечтать. И все же концерты в «Востоке» продолжались, к тому же начал проводиться Грушинский фестиваль на Волге…
«В стране, где начисто отсутствовала любая форма политической самодеятельности, где коммунистическая партия, собственно, и была государством, там жажда социально-политической деятельности вылилась в развитие и обрамление одного из видов поэзии, — скажет Борис Алмазов. — В душноватые 70-е годы именно авторская песня давала глоток свободы политическим рефлексам, заложенным в человеке, вероятно, от природы. И все, что в демократических странах существовало в виде политической борьбы или предпринимательской деятельности, в нашей — могло относительно свободно реализоваться только в авторской песне и вокруг нее. Движение авторской песни именно как социально-политическое движение нескольким поколениям не дало стать потерянными. Клубы самодеятельной песни наряду с кухнями в малогабаритных квартирах были тем местом, где выковывалась жажда перемен. Возник удивительный симбиоз: клубы были политизированы, а политика в клубах была неотторжима от поэзии».
В «Поющей душе» — 354 песни и множество участников: это и поэты, на стихи которых написаны песни, и авторы статей, рассказывающих о бардах и об истории создания песен, и фотографы, и многочисленные помощники. Но главные герои — конечно, барды. Семьдесят два автора: кроме названных — Александр Генкин, Лариса Герштейн (ныне, между прочим, заместитель мэра Иерусалима!), Александр Лобановский (автор знаменитой «Баллады о свечах»), Николай Простаков, Александр Розенбаум, Валерий Саруханов, Нонна Слепакова, Альфред Тальковский, Михаил Трегер, Виктор Федоров, Александр Хочинский, Юрий Хохликов и многие другие. А еще каждый раздел книги украшен графикой Валентина Вихорева, который оформил уже несколько сборников своих друзей бардов.

Борис ВИШНЕВСКИЙ