Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Дорога к храму ведет через суд

22 ноября 2001 10:00

«Новая газета»уже писала об этом деле в июле («Ламы победили юристов»), но время не стоит на месте. Вновь буддийские монахи в зале суда.К несчастью, похоже, что для них эта процедура стала уже привычной за три года мытарств именно столько длится конфликт вокруг петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчой нэй».Вчера Городской суд Санкт Петербурга поставил в этом деле точку, признав законными требования буддий ского духовенства восстановить их права, нарушенные в 1998 году.Но это только с юридической точки зрения.На практике до восстановления справедливости еще далеко.И, судя по всему, происходить это будет непросто.




«Мы будем действовать законным путем»,
говорит настоятель дацана Буда Бадмаев
Фото Дениса ВЫШИНСКОГО




Для тех, кто не в курсе дела, напоминаем.По свидетельствам очевидцев, 23 июля 1998 года в 10 часов утра в конце службы в молельный зал дацана на При морском проспекте, 91, вошли люди, многие из которых были в милицейской форме, с оружи ем.Они изъяли у настоятеля Буды Бадмаева Устав Санкт Петербургского религиозного объединения буддистов «Дацан Гунзэчойнэй»и предъявили другой документ Устав, заре гистрированный 23 июня того же года в Управлении юстиции Санкт Петербурга.По нему но вые хозяева дацана и вступали в свои права.Настоятеля и мона хов они вывели на улицу, а у вхо да поставили охрану.
Детективная история зах вата буддийского храма поро дила множество версий проис шедшего.Одни говорили, что конфликт чисто религиозный: мол, старая, традиционная об щина зажимала «реформато ров», которые и заявили о сво ем праве на существование в необычно резкой форме.Дру гие считали, что группа, при шедшая в храм, преследует меркантильные интересы. Мол, начнут качать деньги на поддержание памятника куль туры из бюджета и от западных спонсоров, «сдвинутых»на буддизме (типа Ричарда Гира), набьют карманы и будут тако вы.Но, независимо от мотивов, в основе всей этой катавасии лежала история с документами перерегистрацией Устава ре лигиозного объединения. Именно этот факт и стал тем крепким орешком, который ровно три года не мог раскусить суд.
Религиозное объединение буддистов «Дацан Гунзэчой нэй»было зарегистрировано Управлением юстиции Санкт Петербурга в феврале 1991 года. Оно действовало, как и положе но, на основании Устава, при нятого собранием буддистов. Решением собрания того же ре лигиозного объединения в ап реле 1994 была принята новая редакция Устава с последующей перерегистрацией.А в 1998 году в Управлении юстиции провели еще одну перерегистрацию.При этом название организации и ее регистрационный номер были изменены.Изменился и состав религиозной общины.Факти чески на свет появилась новая организация.И главное, 13 че ловек, которые принимали уча стие в решении этого вопроса, не были не только учредителя ми или правопреемниками пре жней организации, но даже прихожанами храма, а регистра ция документов стала результа том прямого подлога.Управле ние юстиции этого не заметило. Этот факт и стал поводом для того, чтобы опротестовать дей ствия Управления юстиции в суде.
Но куда бы ни обращались со своей жалобой ставшие без домными члены религиозного объединения, суды отказывали им один за другим.И только в январе прошлого года президи ум Городского суда Санкт Пе тербурга, проверив материалы дела, постановил:действия Уп равления юстиции нельзя при знать законными, они подле жат отмене, а дело направляет ся на новое рассмотрение.
Новое рассмотрение, со стоявшееся 13 июля 2001 года в Октябрьском федеральном суде Адмиралтейского района, подтвердило:действия Управ ления юстиции незаконны. Следовательно, незаконны и все последующие после пере регистрации 1998 года дей ствия.
Новые «владельцы»дацана обжаловали это решение.И вот вчера, 21 ноября, Городской суд Санкт Петербурга под твердил решение районного суда.Регистрация новой рели гиозной организации в 1998 году, которая сейчас владеет дацаном, признана незакон ной.Прежние хозяева храма должны быть восстановлены в своих правах.
Мы и дальше будем дей ствовать только законным пу тем, рассказал изгнанный из дацана три года назад настоя тель Буда Бадмаев.Насилие противоречит нашему вероуче нию, мы хотим, чтобы скорее закончился скандал, в храме во царился мир и спокойствие, и туда могли бы снова приходить наши прихожане.
Но это легко сказать, а вот сделать намного трудней.Судя по всему, просто так самозванцы из храма не уйдут.Во всяком слу чае, в здании суда и около него группа поддержки «новых буд дистов»десятка полтора креп ких молодых коротко стриже ных парней держалась доволь но решительно.Для них призы вы буддийских лам к совестливо сти пустой звук.
Возможно, ламам придется обращаться за помощью к су дебным приставам, а то и в ми лицию, если не в прокуратуру. Но самое тревожное, пожалуй, даже не в этом.Петербургский дацан памятник культуры фе дерального значения, и в его сохранности все мы, несом ненно, заинтересованы.А вот заинтересованы ли в этом те, кто там сейчас хозяйничает?
По вчерашнему решению суда ответственность за со хранность памятника несет настоятель Буда Бадмаев.В то же время у него нет возможно сти реально повлиять на то, что там сейчас происходит.Види мо, через какое то время за конность все же восторжеству ет, и он возьмет бразды правле ния в свои руки.Но в каком со стоянии может оказаться к тому времени храм?И кто будет отвечать, случись там за это время что то непредвиденное?
Городские власти все это, похоже, не беспокоит.Во всяком случае, представителей Комитета по управлению городским иму ществом или Комитета по госу дарственному использованию и охране памятников культуры в здании суда не наблюдалось.


Николай ДОНСКОВ