Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Они – это тоже мы

23 сентября 2002 10:00

«Мне нравится, что на этих фотографиях люди, которые умеют радоваться тому, что у них есть», - говорит Витя Корольков. Улыбающийся Витя в очках - ученик 6-го «А» класса 584-й школы - у него детский церебральный паралич. Снимки - с организованной Гете-институтом в Музее городской скульптуры выставки, посвященной инвалидам.





Через пару минут после небольшого разговора Витя снова подходит ко мне: «Может быть, вам помочь?» «Как?» - удивляюсь я. Он смущенно улыбается: «Не знаю, рассказать что-нибудь»...
Все началось с того, что в ФРГ в 1964 году по второму государственному каналу показали несколько тысяч младенцев-инвалидов, что шокировало зрителей и привело к возникновению немецкого союза помощи инвалидам «Акция Человек». Только в этом году союз вложил полтора миллиона евро в 50 проектов, 15 из которых осуществляются совместно с российскими общественными благотворительными организациями. При этом немцы подчеркивают свое «стремление поддерживать ориентацию инвалидов на самопомощь». У нас никто ничего не подчеркивает: все знают, что «ориентация на самопомощь» - единственная возможная ориентация наших инвалидов. Ну да не об этом пока речь. Как раз таки «Акция Человек» совместно с Дрезденским музеем гигиены - основные организаторы выставки в Петербурге. Ее уже видели в Германии, Бельгии, Москве. До нас экспозиция доехала в усеченном варианте, но слава богу, что вообще доехала. Музеи, неспособные обеспечить доступ на выставку самих инвалидов, то есть слабо технически оснащенные, даже не рассматривались организаторами. Для России пошли на уступки. Так, в Москве выставка размещалась на третьем этаже Дома фотографии, у нас - на первом и втором этажах, то есть при всем желании человек на коляске может посмотреть лишь половину представленных фотографий...
В день открытия посмотреть было на что. Режиссер и искусствовед Галина Губанова и Наивный театр (актеры с синдромом Дауна) представили зрителям перфоманс «Синдром Малевича». Как потом призналась Галина Губанова, эти тридцатилетние люди с уровнем развития пяти-семилетнего ребенка идеально подходят для выражения концепции досупрематического Малевича. Рассказала она также о том, как пришла работать в уже существовавший коллектив Людмилы Панкратьевой: «Когда шла с ними знакомиться, было немножко страшно. Я еще не представляла, что и как будет. Но они знали о моем приходе и знали, что я иду, чтобы им помочь. Поэтому, как только я пришла, они набросились на меня все сразу и стали целовать. Они же все очень добрые».
Впрочем, не подумайте, что вся выставка - это сплошное сюсюканье. К счастью, идея «Фотографий, которых не было» - в другом. Во всем видно желание организаторов создать прецедент. Беда в том, что сформулировать смысл этого российского прецедента очень сложно. «Что есть норма?» - настойчиво спрашивают у нас и сами отвечают: «Неизвестно». Девиз союза «Акция Человек»: «Быть иным - это нормально». Но если нормально и наше обычное бытие и бытие человека с «ограниченными возможностями или другой ментальностью», то в чем тогда проблема? В нашем нежелании признать эту норму? Что вы, у нас готовы принять за степенную философию сорокинскую норму из дерьма, что уж говорить об инвалидности? Нет, говорят нам, есть еще проблема реальной жизни этих людей. Разве для кого-то секрет, что только в прошлом году в Русском музее и Эрмитаже появились специальные подъемники? Кто-то не знал, что в городе катастрофически не хватает специальных лифтов и пандусов, да что там: обычных въездов на тротуар?..
Потрясающие по эстетике фотографии одного из мэтров модной фотографии Ника Найта, черно-белая эротика в исполнении Рассо Бруккерта, серия ярко-радужных снимков Андре Риваля «Семейный отпуск. Майами». Утопические фотографии Михаэля Баузе с инвалидами-телеведущими, полицейскими, молодоженами, стильные «гангстеры» в темных очках на работах Антона Корбийна - люди, больные синдромом Дауна. У Уве Доттманна и вовсе, куда ни глянь, обложки лакированных журналов с желто-ярким фоном и развеселыми танцорами в центре. На всех снимках - инвалиды, люди с ограниченными возможностями или другой ментальностью - называйте как хотите. Многие из них, оказывается, самые настоящие модели и киноактеры.
Нам говорят: это первый шаг. К чему? Предполагается, что на выставку придут за фотографией и увидят проблему, то есть, наоборот, проблемы не увидят. Господа, в чем фишка?!! Тонкие психологические моменты - удел цивилизованных стран, нам ли думать об этом? Говорят: психологические и насущные проблемы решаются одновременно. Господь с вами: если я, наконец, избавлюсь от чувства неловкости, в очередной раз увидев в вагоне метро инвалида в коляске, если я перестану (по просьбе депутата ЗакСа Леонида Романкова) называть инвалидов даунами, дебилами, глухими и слепыми, а буду называть только «людьми с ограниченными возможностями», кому от этого станет легче? Вите Королькову?!! Маме одного из ребят из все той же многострадальной 584-й школы, которая заплакала, начав рассказывать о том, как сын попал в аварию?!!
Одна радость: может быть, богатые дяденьки-немцы, которые уже успели познакомиться с Петербургской лигой жизненной помощи людям с проблемами развития, главным стоматерапевтом города Рафаэлем Оршанским, мамами ребят из школы №584, - проникнутся и помогут, коли мы сами ничего не можем?

Алексей КОБЫЛКОВ
Фото ИНТЕРПРЕСС