Коридор должен быть «зеленым»

30 октября 2002 10:00

О транспортных коридорах у нас говорят все больше и больше. России, являющейся мостом между промышленно развитыми странами Запада и наиболее динамично развивающимися государствами Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, сам бог велел заняться транзитом. Тем более что контейнер, следующий, например, из Индии в Скандинавию через российские дороги и реки, попадет к адресату в два раза быстрее, нежели если бы он следовал через Суэцкий канал. Экономия ощутимая. Но только создание коридоров - дело непростое.





Голландцы одними из первых в Европе были вынуждены над этим задуматься. Роттердам - крупнейший в мире порт мощностью более 300 миллионов тонн в год. От его причальных стенок, протянувшихся почти на сотню километров, непрерывно отправляются транспортные потоки в разные уголки Европы.
В начале 90-х густонаселенное и небольшое по площади королевство столкнулось с проблемами пробок, высокой загазованности, шума. Уже тогда голландцы разочаровались в автомобиле и решили максимально задействовать железные дороги. Но после многолетних наблюдений и подсчетов пришли к выводу: имеется еще более дешевый и экологичный вид транспорта: речные суда. На них и переводится сегодня акцент грузоперевозок. Успехов, которые Нидерланды добились в логистике еще в 1998 году, страны ЕС планируют достичь только к 2010-му.
Опыт голландцев нам очень кстати. Санкт-Петербург и Ленинградская область переживают настоящий транспортный бум. К Финскому заливу выведен нефтепровод, сооружаются морские порты. Планируют, что через несколько лет в восточной части Финского залива будет действовать 17 портовых комплексов. А поскольку уже сегодня через пятимиллионный Питер и Ленинградскую область проходит 65 процентов российского экспорта и 60 процентов импорта, город обречен превратиться в крупнейший в Северной Европе транспортный узел.
Первые сдвиги налицо - в нынешнем году в морских портах стран Балтии и Финляндии упал грузооборот. Не помогло даже снижение тарифов на услуги, чего владельцы терминалов не практиковали последние несколько лет. А все потому, что Россия вернула себе перевалку 11 процентов собственных грузов.
Сооружение «морских ворот» на Северо-Западе - только первый шаг. За ним должно последовать строительство новых и расширение существующих железных и автомобильных дорог, ЛЭП, гостиниц, предприятий автосервиса - всего того, что называется инфраструктурой трансмодального транспортного коридора. Его «наметки» - проходящая через северную столицу трасса Е-18 «Скандинавия», уходящая к берегам южных морей. Коридору уже присвоен 9-й номер и условное название - Север - Юг.
- Транзитные услуги - выгодный бизнес, которым занимаются все развитые страны, - говорит советник вице-губернатора Санкт-Петербурга Борис Усанов. - Перевалка 1 миллиона тонн грузов дает 210 миллионов рублей дохода. А пуск транзита Север - Юг позволит переваливать 15 - 16 миллионов тонн в год.
Но, как учит голландский опыт, транспорт - сильнейший загрязнитель окружающей среды. И предлагая себя в качестве транзитного моста, Северо-Запад должен позаботиться об экологическом обеспечении этого грандиозного замысла. А как раз здесь пока много тонких мест.
- Речь о создании 9-го интермодального коридора идет в России уже 6 лет, - говорит доктор географических наук, заслуженный деятель науки РФ директор НИИ географии Санкт-Петербургского университета Анатолий Чистобаев. - Проходят конференции, совещания, но до сих пор не определена даже такая основополагающая вещь, на какое море он выходит - Каспийское или Черное... Проблема в том, что на уровне государства отсутствует планирование. Сама концепция коридоров, похоже, отдана на откуп частным корпорациям, а при таком подходе к делу хаотичности не избежать.
Взять те же порты на Балтике. До сих пор никто не взялся спрогнозировать комплексное воздействие всех будущих и действующих терминалов на мелководный Финский залив. Выдержит ли его акватория небывало высокий уровень судоходства? Среднестатистические потери нефтепродуктов? Последствия возможных аварий? Другими словами, порты строятся «на авось».
- Финский залив можно было бы обезопасить, изъяв из грузооборота опасные вещества - «химию», нефтепродукты, - продолжает Анатолий Чистобаев. - Эти грузы, возможно, имеет смысл транспортировать по другим морям - Белому, Баренцеву, где имеются великолепные природные бухты. Например, бухта Лиинахамари, что под Мурманском: глубоководная, неза- мерзающая, она исключительно удобна для судоходства. Об ее использовании вопрос стоял давно. Но сейчас все внимание приковано к Финскому заливу - экономические соображения у нас возобладали над экологическими.
- Пока по российской территории перевозится 4 процента мирового транзита, - говорит Борис Усанов. - Учитывая геополитическое положение нашей страны, сущая мелочь. Сегодня транзит приносит в доходную часть бюджета Петербурга всего 12 процентов. Для сравнения: в странах Балтии эта цифра превышает 30 процентов. Уверен, через два-три года мы можем достигнуть показателя 20 - 25 процентов.
Против доходов возражений нет. Только вот наши старые друзья голландцы настоятельно советуют взять за основу «зеленый» подход. Иначе экономически прибыльный коридор превратится для попавших в его зону городов и поселков в душегубку газовой камеры...

Лина ЗЕРНОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС