Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Скинобуддисты под пологом храма

3 октября 2002 10:00

«Новая газета» уже не раз писала о скандале вокруг петербургского буддийского храма. Скандале, который словно лихой триллер раскручивается на глазах изумленных буддийских монахов уже пятый (!) год. И вот - новый поворот сюжета: с участием бритоголовых молодчиков, которых в питерской милиции принято теперь называть «лицами, похожими на скинхэдов».





Напомним предысторию, без которой будет неясна суть происходящего. В июле 1998 года в Дацане Гунзэчойнэй, что на Приморском проспекте, произошла смена власти. Некая вновь зарегистрированная буддийская религиозная община силой выставила из храма прежних хозяев во главе с настоятелем ламой Будой Бадмаевым. Впрочем, как потом выяснилось, процедура регистрации новой общины была проведена петербургским Управлением юстиции с нарушениями, вследствие чего все эти действия были признаны судом незаконными. Соответственно прежние обитатели храма во главе все с тем же Будой Бадмаевым должны были быть восстановлены в правах. То есть вновь обрести храм в безвозмездное пользование, как это и положено по закону. Правда, произошло это ровно через три года после того, как монахов силой выдворили из храма! Лишь в январе 2001 года Городской суд Санкт-Петербурга признал действия Управления юстиции (а следовательно, и все последующие действия) незаконными, и дело было направлено на новое рассмотрение. И только в июле прошлого года Октябрьский федеральный суд Адмиралтейского района поставил в этом деле точку, полностью подтвердив прежнее решение Городского суда. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но... Прошел еще год, и что бы вы думали? Ничего не изменилось.
В ноябре прошлого года, вооружившись вступившим в законную силу решением суда, монахи вместе с группой прихожан-буддистов двинулись в храм. Но остались ни с чем. Им наотрез отказались предъявлять какие бы то ни было документы, одновременно подняв шум, что монахи ведут себя агрессивно, избивают несчастных, таких же, как они, буддистов, но принадлежащих к другой общине.
После этого было еще одно решение суда в отношении петербургского Дацана - о необходимости восстановить в правах и вселить в храм буддийскую общину (прежнюю, во главе с Бадмаевым). На этот раз судебное решение было принято в Бурятии, и было это относительно недавно, в августе этого года.
И вот, 27 сентября, вместе с судебным приставом, вооруженным исполнительным листом и призванным привести, наконец, судебные решения в исполнение, ламы вместе с группой прихожан-буддистов вновь двинулись в храм. В надежде, что уж теперь-то их отделяют от торжества законности ну разве что какие-то считанные часы. Но не тут-то было.
Как рассказал «Новой газете» Буда Бадмаев, люди, которые находились в этот момент в храме, увидев судебного пристава, переполошились, стали просить, чтобы им дали возможность забрать вещи, пообещали, что через два часа все свои вещи они заберут и помещение освободят. Но после того как судебный пристав, свершив таинство воцарения законности, удалился, планы засевших в Дацане самозванцев изменились. А события приняли совершенно неожиданный для буддийских монахов поворот.
К месту событий прибыла бригада из двух десятков молодчиков, которых очевидцы охарактеризовали так: «короткостриженные, с символикой, похожей на фашистскую». Монахов силой вытолкали из храма, для острастки избив одного из лам, по счастью, без тяжелых последствий. Кто они были и откуда взялись? Об этом можно только догадываться.
В рассказах очевидцев мелькают и другие зловещие детали. Например, что из храма спешно выносили какие-то картотеки, тяжелые ящики с чем-то металлическим внутри. Оружие? Ну, если верить предположениям о том, что под крышей Дацана обосновалась база скинхэдов... Только стоит ли принимать это всерьез? Ведь говорилось это сгоряча, да к тому же стоит учесть, что популярная нынче тема молодежного экстремизма - согласитесь, неплохой козырь для подтверждения собственной правоты.
Все это так. Если бы не одно но. Если бы я собственными глазами не видел в прошлом году в здании суда молодых короткостриженных парней в кожаных куртках - «группу поддержки» противостоящей ламам стороны. И совсем не похожи они были на смиренных созерцательных буддистов, и держались, хоть и в зале суда, нагловато и с вызовом. А ведь именно так выглядят и ведут себя те, кто считает делом жизни борьбу с «инородцами». И если основными врагами они считают евреев, кавказцев и азиатов, то почему бы не причислить к ним же и бурят?
- Вы знаете, некоторые средства массовой информации представляют конфликт в Дацане как конфликт петербургской и бурятской буддийской общины, - говорит Буда Бадмаев. - Это просто ловкий ход: разделить людей на своих и чужих. На самом деле это совершенно не так. Наша община интернациональна. Это не только калмыки, тувинцы, алтайцы, буряты, которые традиционно исповедуют буддизм, но и очень многие русские, в том числе интеллигенция - из Университета, Института востоковедения.
Однако конфликт вполне может принять неприятную и даже взрывоопасную этническую окраску. Высказанные кем-то предположения о том, что в Дацане обосновались скинхэды, уже донеслись до местных азербайджанцев. Которые готовы вынести из Дацана скинов и всех, кто бы там ни был, с потрохами. Ведь пепел забитого насмерть скинами 13 сентября Мамеда Мамедова и исполосованного на следующий день ножами другого азербайджанца стучит им в сердца. И обратите внимание: бритоголовые линчевали азербайджанцев в Приморском районе - как раз там, где находится Дацан!
- Я категорически против насилия и каких бы то ни было силовых действий вокруг Дацана, - говорит Буда Бадмаев. - В ближайшие дни я намерен встретиться и обсудить эту тему с прокурором и начальником РУВД Приморского района. Мы хотим только одного: чтобы мы обрели, наконец, свой храм. И все. Мы хотим мира. Тем более что наши требования совершенно законны.
Но когда наконец восторжествует закон, и придет ли одновременно с этим долгожданный мир и спокойствие? На это можно пока что только надеяться. Ждать. И молиться.

Николай ДОНСКОВ