Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Рабы када

7 октября 2002 10:00

На прошлой неделе правоохранительные oрганы Санкт-Петербурга (Управление по борьбе с экономическими преступлениями, Паспортно-визовая служба и Государственная инспекция охраны труда) провели плановую проверку на строительстве кольцевой автодороги. И воочию убедились в том, о чем «в народе» поговаривали и прежде: что на юбилейной «стройке века» вкалывают самые что ни на есть настоящие гастарбайтеры-нелегалы. В результате проверки были задержаны тринадцать граждан Таджикистана, ни с одним из которых не был заключен трудовой договор, и лишь у одного из рабочих была официальная регистрация. Уже целый месяц нелегалы жили прямо на стройке, в двух вагончиках-бытовках, без света и питьевой воды - в условиях, которые привели бы в ужас любого нормального человека...





Большинство из наемников приходятся друг другу родственниками. Кто-то приехал в Россию, чтобы прокормить многочисленную семью, оставшуюся на родине, кто-то - чтобы заработать денег на свадьбу, купить квартиру, помочь детям. Вначале нелегалы на вопросы отвечать боялись и только хлопали глазами. Потом чуть оживились, но полноценного диалога все же так и не получилось.
- Кто вас нанимал?
- Не знаем.
- Сколько обещали заплатить?
- Не платили еще ничего. Работаем здесь круглыми сутками, но денег еще не получали.
- То есть как круглыми сутками?
- Ну, нам сроки назначают, и надо в них уложиться. Все равно как.
- А хотя бы питанием вас снабжают?
- Нет. Мы в России почти месяц живем... Кое-какие деньги с собой были... Так мы сами покупаем себе что-нибудь покушать.
- А раньше где работали?
- На Новочеркасской. Дом строили. Там тоже не заплатили.
- На какой улице этот дом находился?
- Не знаем. Шестиэтажный он был.
После того как у гастарбайтеров забрали проверять паспорта (а они, кстати, оказались далеко не у всех), появился генеральный директор ЗАО «Строительная корпорация «Северо-Запад» Николай Ганоцкий. Именно эта организация вела работы на данном участке дороги. Душевный трепет, который испытал Николай Александрович при встрече с милицией, невозможно описать словами. Сначала он утверждал, что знать ничего не знает ни о каких таджиках. Потом - что не помнит, кто и когда их нанимал. В конце концов, решив, что тринадцать человек в оранжевых жилетах вряд ли смогут так просто раствориться в воздухе, сказал, что люди работают на КАДе всего неделю. Симптомы амнезии были столь сильны, что гендиректор напрочь забыл даже, кто является его подрядчиком и кто заказал ему проведение строительных работ. На риторический вопрос, что подвигло сделать из людей быдло, последовал невнятный ответ:
- В связи со сложной ситуацией... Время... Деньги....
- Вы знаете, что нарушили закон?
- Мы решим этот вопрос.
- Каким образом?
- Выплатим штрафы...
Да, при удачном стечении обстоятельств неприятности для «СК «Северо-Запад» закончатся выплатой штрафов в размере некоторого количества МРОТ. Нелегалы особой болтливостью не страдают, в официальных документах никаких данных на них, скорее всего, нет. Когда закончится разбирательство, людей, вероятно, быстренько вывезут к границе, погрозив на прощанье пальцем, и на этом инцидент будет исчерпан.
Правда, если правоохранительным органам удастся доказать, что налицо нарушения не только Трудового кодекса (статья 5.27 «О защите труда»), но и Уголовного кодекса (статья 199 «Уклонение от уплаты налогов», статья 201 «Злоупотребление полномочиями»), то тут организация уже вряд ли отделается штрафом. Хотя, наверное, самой тяжелой потерей было бы отстранение от «кадовской кормушки» за грязные приемы в работе. Но излишним оптимизмом блистать не стоит.
Деньги, которые вкладываются в питерскую КАД, слишком привлекательны для нечистых на руку дельцов. Ведь только в минувшем году наряду с финансовыми потоками, поступившими из федерального бюджета, администрация города выделила на строительство шесть миллиардов рублей. А уж в канун трехсотлетия города сам бог велел раскошелиться. И желающие оставить себе что-нибудь на черный день, сэкономив на строительных материалах или на рабочей силе, превратив ее, как в данном случае, в рабскую, вряд ли переведутся.