Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Паркинг грязного белья

10 ноября 2008 10:00

Пока одни намывают новые земли на западе Васильевского острова, другие ищут более эффективный путь и пытаются зачистить обжитые территории. Так, по крайней мере, считают жители Новосмоленской набережной. И надо признать, что основания для тревоги у них есть.

Сколько стиральных машин придется на одно машино-место?





Вишневого сада не будет
О том, что между высотными домами на набережной Смоленки планируется построить крытые паркинги, стало известно полтора года назад. Общественные слушания проходили на повышенных тонах. «Что вы наскакиваете на меня, как блохи? — брезгливо говорила архитектор людям, толпившимся вокруг карты. — По-вашему, уважаемый инвестор должен вишневый сад под вашими окнами насадить?» Представители инвестора — ООО «Паркинг-Инвест», которое уже получило разрешение правительства города на проектно-изыскательские работы, — вели себя более корректно. Они соглашались с тем, что нельзя закрывать сразу все открытые стоянки, на месте которых предполагалось начать стройки, потому что в противном случае все машины окажутся во дворах, и обещали подумать над снижением высоты паркингов. На снижении настаивали жители нижних этажей — они опасаются, что после завершения стройки их квартиры потемнеют. Те, кто жил на верхних этажах или чуть дальше от будущей стройки, отнеслись к проекту достаточно спокойно. Хотя определенные вопросы он, конечно, вызывал. Хотя бы потому, что паркинги являлись таковыми лишь наполовину — два этажа из четырех предлагалось отдать под «общественно-деловые учреждения». «Например, под прачечные», — пояснила архитектор. «А вы уверены, что у нас в квартале найдется столько грязного белья?» — поинтересовался кто-то из жителей.
Впрочем, большинство обитателей квартала слушания просто проморгали. Как выяснилось — зря.
Следующий звонок прозвенел летом нынешнего года. Три из четырех автостоянок были ликвидированы. Те, кто по старой памяти пытался оставлять там машины, в один далеко не прекрасный день прочитали объявления о том, что на участках начинаются работы по подготовке к строительству. А жители одного из домов увидели рабочих, которые пытались выкопать посаженные ими деревья, — как выяснилось, по согласованию с муниципальным советом их перемещали в другое место, потому что здесь вот-вот начнется стройка. Люди потянулись в начальственные кабинеты, желая узнать, что именно здесь собираются строить, и схватились за головы.

Вглубь и ввысь?
По официальной версии, паркинги «понизили» до трех этажей (хотя в ряде документов они по-прежнему фигурируют как четырехэтажные). Но при этом в задании на проектировании было черным по белому записано — предусмотреть усиленный фундамент, чтобы в дальнейшем иметь возможность надстроить над паркингами шестиэтажные торгово-развлекательные центры. Немаловажный нюанс. Инвесторы изначально заявили, что места в паркингах собираются не продавать, а сдавать в аренду. С одной стороны, это затягивает сроки окупаемости проекта. С другой — снимает вопрос о согласовании надстроек с собственниками…
— В начале сентября мы встречались с представителями инвестора, — говорит одна из членов появившейся на Новосмоленской инициативной группы Любовь Пак. — Так вот, исполнительный директор фирмы «Трис» Галина Ремизова — именно эта фирма является разработчиком проекта — сообщила нам, что каждый гараж будет стоять на 300 сваях.
По просьбе жителей депутат Алексей Ковалев направил запрос председателю экспертно-консультативной комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям Владимиру Улицкому. Изучив имеющиеся документы, тот пришел к выводу, что, «учитывая глубину свайных опор 40 метров, можно обоснованно предположить дальнейшее строительство высоких зданий, надстраиваемых на запроектированные этажи». По мнению Улицкого, необходимо «проведение предпроектных работ по обследованию технического состояния всех домов, которые могут попасть в зону риска. Зона риска должна быть определена расчетом для окончательной высоты, планируемой в перспективе. Государственная экспертиза должна рассмотреть и геотехнические аспекты. С позиции инженерной геологии необходимы специальные геотехнические обоснования обеспечения безопасности окружающей застройки согласно действующим региональным нормам». Однако представители инвестора настаивают на том, что надстраивать паркинг не собираются и дали такое техническое задание «на всякий случай», а мощный фундамент запроектирован потому, что грунты на западе Васильевского острова плохие. Поэтому речь идет об обследовании не всего квартала, а только тех домов, которые непосредственно примыкают к будущей стройке. О том, что кирпичные девятиэтажки, выходящие на набережную, являются пристройками к блочным домам, часть из которых уже дали сверхнормативные осадки, «Паркинг-Инвест» предпочел забыть. Хотя очевидно, что если что-то случится с пристройкой, то основное здание осядет вслед за ней. Но и с обследованием примыкающей застройки не все обстоит гладко…

Дома с прошлым
Проводило его по заказу инвесторов ЗАО «Бэскет». При этом, как следует из письма вице-губернатору Александру Вахмистрову, подписанного председателями всех кооперативов и ТСЖ, собственники жилья не были ознакомлены ни с техническим заданием, ни с программами обследования и мониторинга. По мнению жителей, работа была формальной, и ее результаты свелись к фотофиксации состояния домов. Хотя у каждого из них есть свои проблемы. Например, высотки достраивали уже в перестроечные годы — в ту пору газеты писали, что заказчики попытались сэкономить и использовали менее качественный бетон. Проверять эту информацию сегодня никто, понятное дело, не стал, хотя, если она соответствует действительности, то стройка может обернуться трагедией. Жители одной из девятиэтажек утверждают, что, когда долбили сваи под высотки, их дом дал трещину — никаких дополнительных обследований, которые могли бы подтвердить или опровергнуть эти слова, опять же не проводилось. По словам руководителей ТСЖ, обследование фундаментов также было вполне формальным. А ведь стоящие на набережной здания построены на составных сваях — если хоть одна из них подломится, то спасти дом будет практически невозможно. Инвесторы, правда, обещают, что будут применять щадящие методы и не забивать, а вдавливать сваи. Но, по мнению специалистов, даже самые щадящие методы не исключают подвижки грунтов. Именно поэтому некоторые председатели ЖСК не допустили в свои владения представителей ЗАО «Бэскет» — люди потребовали проведения независимой экспертизы, которая бы объективно оценила как состояние их домов, так и возможные последствия. Но инвесторы выполнять это требование не спешат…

Экспертиза где?
Как следует из ответа, который члены инициативной группы получили от вице-губернатора Александра Вахмистрова, проверить соответствие документации «действующим строительным санитарным нормам и правилам, в том числе… по обеспечению при строительстве сохранности существующих зданий», должна Служба государственного строительного надзора. То есть де-юре именно этот орган может и должен разглядеть все недоработки приглашенных инвестором специалистов и потребовать проведения дополнительных исследований. О том, что документы сданы туда на экспертизу, руководители «Паркинг-Инвеста» заявляли еще в конце августа. К этому моменту обследование девятиэтажек еще проводилось. Так что в таком случае можно проверять?
«Мы поехали в службу, — говорит Ирина Карлинская, живущая в одном из примыкающих к будущей стройке домов. — И выяснили, что документов «Паркинг-Инвеста» там нет, официальный ответ датирован 24 сентября. Затем в одной из газет появилась реклама компании — там сообщалось, что документы сданы в ФГУ Главгосэкспертиза — федеральную организацию, которая согласует уникальные проекты, связанные с подземным или высотным строительством. По нашей просьбе депутат Зоя Заушникова направила туда запрос — выяснилось, что и там о проекте «Паркинг-Инвеста» ничего не знают».
«В минувшую субботу я получила еще один ответ от Вахмистрова — он пишет, что на 27 октября документация, связанная со строительством паркингов на Новосмоленской набережной, в Службу государственного строительного надзора не поступала, — добавляет Любовь Пак. — Таким образом, вопрос о том, действительно ли документы отданы на экспертизу и если да, то куда, остается открытым».

Страшилки и утешения
Квартал, ограниченный улицами Нахимова, Кораблестроителей, Наличной и набережной Смоленки, привлекал инвесторов уже давно. В яковлевские времена одна компания попыталась было втиснуть новые дома между уже построенными — тогда атаку удалось отбить. Говорят, потом обсуждали планы расселения квартала, но потом посчитали, что затраты будут слишком высоки и даже строительство элитного жилья их не окупит. Однако если стоящие здесь дома придут в аварийное состояние, то их расселением вынужден будет заняться не инвестор, а город. Наниматели жилья (их, кстати, очень мало) получат квартиры по социальной норме. Собственники… может быть, тоже получат. А может быть, им предложат обратиться за компенсацией к инвестору. Дотошные жители порылись в базах данных и выяснили, что уставной капитал «Паркинг-Инвеста» составляет 10 тысяч рублей — большего с них взять не удастся. Правда, в рекламных публикациях жителей успокаивают тем, что ответственность застройщика перед третьими лицами застрахована в компании «Русский мир». Но максимальная сумма страхового возмещения по каждому участку, на который выходят два дома, составляет чуть больше миллиона рублей — очевидно, что этой суммы не хватит даже на одну новую квартиру…
В общем, жителям квартала остается утешать себя мыслями о том, что речь идет не о злом умысле, а всего лишь об ошибке. Ошибке, которую совершили органы власти, вначале позволившие фирме без опыта строительства (в качестве основного вида деятельности «Паркинг-Инвеста» обозначена «прочая оптовая торговля») получить участок земли, а затем согласовавшие скользкий проект. Ошибке, которая может быть исправлена...
Впрочем, руководители ТСЖ и ЖСК уже сегодня объясняют гражданам, что, возможно, придется выходить на уличные акции и бороться за свои права — прежде всего за право иметь крышу над головой…

Виктория РАБОТНОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС