Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Финский залив захватили пришельцы

24 октября 2002 10:00

В последние годы у рыбаков Финского залива заметно снизились уловы. Замучила буроватая слизь, то и дело забивающая рыбацкие сети. Чуть ли не через день они вынуждены выбирать снасти из воды для промывки и сушки. Но при этом начинают отчаянно кашлять и чихать - высохшая гадость вызывает натуральную аллергию.





Воинственные чужаки
Несколько лет назад питерские ученые-зоологи, рассмотрев слизь под микроскопом, обомлели: перед ними был не кто иной, как мельчайший рачок церкопагис - обитатель Каспийского и Черного морей. Как животное попало в воды Балтики, долго гадать не пришлось: конечно же, через балластные воды судов, бесконечные караваны которых протянулись по Волго-Балтийскому речному пути. Идти пустыми суда не могут - теряется остойчивость. Для чего и подзагружаются забортной водой из порта отправления...
«Пришельцу» новое место жительства явно приглянулось - здесь у него не оказалось естественных врагов - паразитов и хищников. А посему рачок пошел плодиться и размножаться. Мало того, еще и накинулся на планктон, которым питается молодь балтийской рыбы.
- Чужеродные виды способны подавлять и даже полностью вытеснять местные, - поясняет старший научный сотрудник Зоологического института РАН Вадим Панов. - Так что причина снижения уловов рыбколхозов кроется не только в забитых сетях.
Список чужаков, нагрянувших к нам из южных морей, не ограничивается назойливым рачком. Не меньшей проблемой стал моллюск дрейссена, прибывший тем же маршрутом. Ракушка селится на твердых поверхностях, выказывая явное неравнодушие к железным коммуникациям - водозаборным сооружениям, трубопроводам. В силу отсутствия внешних врагов она неукротимо размножается на облюбованных объектах, забивая все вокруг собственной массой.
По данным Зоологического института, еще в 1997 году невиданные дотоле наросты обнаружила на своих водозаборах ЛАЭС. Здесь дрейссена плодится особенно бойко - Копорская губа, подогреваемая сбросными водами самой станции, наверное, напоминает ей родину. Если ракушку вовремя не соскрести, она может забить водозабор до такой степени, что преградит доступ струям, охлаждающим кипящие реакторы.
Но как борются с «пришельцем» атомщики, неизвестно - ЛАЭС гордо отказалась от услуг науки.

Перед ними все равны
Биопришельцы - проблема не только Финского залива. Настоящим бедствием для Черного моря стал гребневик мнемиопсис - рядовой обитатель атлантических вод Америки. Кто бы мог подумать, что желеобразный комочек размером всего-то в пять сантиметров способен подорвать экономику целого ряда государств. Попав в 1982 году в Черное море, за десятилетие он выел кормовую базу местных рыб до такой степени, что рыбаки назвали ситуацию катастрофой.
Если в начале 80-х в Черном море вылавливалось до 400 тысяч тонн рыбы, то в начале 90-х - всего 50 тысяч. Ущерб оценивается в сотни миллионов долларов. Вопиют не только российские рыбаки, но и болгарские, турецкие, румынские, грузинские...
А последние два года резко пошло на убыль и рыбное поголовье Каспия. Мрачные прогнозы ученых подтвердились: мнемиопсис обнаружен и здесь. К слову, в выходе гребневика в Каспий можно увидеть еще одно грозное предостережение - он вполне может появиться у нас, в Финском заливе. Пути-дорожки накатаны!
Страдаем не только «мы от них», но и «они от нас». Завезенная в США в середине 80-х из вод Балтики дрейссена стала для Великих озер Америки чем-то вроде национального бедствия. На очистку труб, водозаборных сооружений, в том числе и атомных станций, ежегодно тратится около 400 миллионов долларов. Американцы подсчитали, что общие экономические потери на ближайшие 10 лет от вселения 15 видов «пришельцев» составят 100 миллиардов долларов. Причем эта цифра не учитывает ущерба от появления новых гостей.
Самый убойный удар биопришельцы нанесли Перу. От завезенного сюда в 1991 году холерного эмбриона - по данным ООН он входит в десятку самых опасных чужеродных организмов - заболел 1 миллион перуанцев, а умерло около 10 тысяч. Прекращение туристических потоков и введение эмбарго на экспорт рыбы из страны обошлось ее экономике предположительно в 770 миллионов долларов.

Проигранная война
В России ущербов пока никто не подсчитывает. Правда, сделать это попытался рыбколхоз Приморский, заявив, что его ежегодные убытки за последние пять лет составляют 50 тысяч долларов. Ну и попросил правительство области принять меры. Правительство сослалось на нехватку средств, а потом пообещало привлечь к решению вопроса министерство окружающей среды Финляндии...
- Ожидание помощи от финнов и шведов стало у нас навязчивой идеей, - говорит Вадим Панов. - А вот американцы, австралийцы, канадцы взяли под контроль балластные воды приходящих в порты судов, которые и являются основным источником инвазии (проникновение в сложившиеся экосистемы чужеродных организмов. - Л.З.) У них госбюджеты выделяют на борьбу с биопришельцами средства, ведутся научные исследования, созданы группы специалистов, работающие у причалов. И появились обнадеживающие результаты. У нас же в порту Санкт-Петербург суда опорожняются по старинке - все в залив...
И все-таки настроение ученых-зоологов не упадническое. Суть проблемы, о которой институт трубит вот уже шестой год кряду, дошла-таки до ответственных ушей. Городские власти даже выделили средства, хотя и весьма скромные, на исследования биозагрязнения Финского залива. А также пытаются через Госдуму лоббировать принятие соответствующего закона. Ведь вся печаль в том, что в нынешнем российском законодательстве не существует норм, регулирующих режим обращения с балластными водами. Даже если сам Касьянов запретит капитану судна травить «балласт», тот и ухом не поведет. Укажи на букву закона!
Однако депутатам Думы пока не до церкопагиса или дрейссены. Что с них возьмешь? Другое дело - принятие государственной программы по строительству портов на Балтике. Здесь уже идет конкретный разговор с конкретными людьми, преимущественно из нефтедобывающих компаний...
- Планируется, что судоходство на Балтике в ближайшие пять лет за счет нефтеперевозок должно возрасти как минимум в два раза, - говорит Вадим Панов. - И если не принять соответствующие законы, не вложить средства в защиту от биозагрязнения, нам никогда не выиграть войны с «пришельцами».

Лина ЗЕРНОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС