Гимническая тема

28 октября 2002 10:00

В четверг вечером, несмотря на мрачные события в Москве, в Петербурге прошел последний тур конкурса на текст гимна города (на музыку Рейнгольда Глиэра «Гимн великому городу»). Но хотя победитель определен - им стал петербургский поэт Олег Чупров, - у членов жюри возникло к его стихам немало нареканий. Да и то, что текст-победитель будет окончательно утвержден депутатами Законодательного собрания и губернатором, - еще большой вопрос. А посему не исключено, что гимн Петербурга так и останется песней без слов.



Поэт говорит о гимне

Как мы уже писали, в финал конкурса вышли три претендента - пенсионерка Наталья Богачева (в прошлом юриста), поэт Олег Чупров и автор-исполнитель Александр Городницкий. Именно Городницкий, чьих «Атлантов» многие считают неофициальным гимном северной столицы, первоначально вырвался в фавориты по результатам голосования. Но тут произошла заминка. Конкурсной комиссии показалось, что в тексте немало строк, похожих на слова другого автора - поэта Алексея Фатьянова, который в свое время писал гимн к 250-летию северной столицы. Впрочем, после углубленных библиотечных исследований ситуация благополучно разрешилась.
- Это совершенно разные тексты, - рассказала «Новой газете» литературный представитель Городницкого Наталия Аккуратова. - Городницкий писал слова по заказу хора «Трудовые резервы» при Доме культуры профтехобразования даже раньше Фатьянова - в 1956 году. (Трехсотлетие города праздновалось не в 1953-м, как положено, ведь в этом году умер наш кормчий Иосиф Сталин, а только в 1957-м.) Но поймите, в то время было просто невозможно признать гимном города-героя Ленинграда текст студента, да еще с таким отчеством - Моисеевич...
Решающее слово в выборе победителя должны были сказать почетные граждане города. Специально для них три лучших варианта прозвучали в четверг в Эрмитажном театре в исполнении детского хора телевидения и радио. Не обошлось без небольшого скандала. Музыковед Михаил Бялик во всеуслышание заявил, что все присланные на конкурс стихи - ниже всякой критики, и он сгорает от стыда, осознавая то, что эти «вымученные вирши» могут стать словами гимна города.
Да и почетные граждане, которых собралось в Эрмитажном театре всего пятеро (еще четверо проголосовали заочно), выглядели не слишком воодушевленными.
- Я бы вообще всю эту процедуру организовал иначе, - сказал известный актер Кирилл Лавров. - Почему именно мы должны решать, какие слова будут у гимна? Я бы опубликовал все эти тексты и - пусть жители города сами решают, каким быть их гимну. Меня, по большому счету, не устраивает ни один вариант. Ну разве только вы торопитесь к 300-летию...
После такой невеселой преамбулы голосование все же состоялось. С перевесом всего в один голос победителем стал поэт Олег Чупров, кстати, опытный песенник и, между прочим, автор как минимум двух гимнов - петербургского Горного института и Ленинградского военного округа.
- На конкурсе военного округа было даже сложнее, - рассказал победитель, - там требовали какой-то исключительной торжественности, ведь в жюри были сплошь генералы во главе с начальником Генштаба Квашниным...
Впрочем, текст Чупрова приняли вовсе не «на ура», настоятельно посоветовав автору «поработать еще». А руководитель ЦКБ «Рубин» Игорь Спасский (один из почетных граждан Петербурга и, кстати, один из разработчиков проекта АПЛ «Курск») даже предложил поэту свои поправки к тексту.
Но станет ли текст Чупрова с поправками Спасского словами петербургского гимна - еще неизвестно. Ведь закон о городской символике (включая текст гимна) должны утвердить депутаты Законодательного собрания и подписать губернатор. А депутатам, поглощенным предвыборной гонкой (выборы городского парламента состоятся 8 декабря), сейчас явно не до гимна. Так что скорее всего это придется решать уже преемникам сегодняшних городских парламентариев. Учитывая то, что впервые этот вопрос начали обсуждать в конце 2000 года, решение не будет скорым. И будет ли «Красная стрела» отходить от перрона Московского вокзала под звуки песни на музыку Глиэра или гимн Петербурга так и останется песней без слов - это еще большой вопрос.

Николай ДОНСКОВ
Фото ИНТЕРПРЕСС