Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Пара миллиардов — не деньги

19 марта 2009 10:00

Изменения к городскому бюджету 2009–2011 годов вчера были приняты во втором чтении – с поправкой губернатора Валентины Матвиенко. Среди множества содержащихся в поправке предложений крайне любопытно одно: «В рамках исполнения финансовых обязательств по развитию морского пассажирского терминала на Васильевском острове осуществляется выкуп облигационного займа открытого акционерного общества «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» в рамках целевой программы «Реализация инвестиционного проекта по развитию морского пассажирского терминала на Васильевском острове». При этом сумма, заложенная в бюджет 2009 года на выкуп займа, увеличивается с 1,5 до 3,5 млрд рублей.

Городские депутаты борются с кризисом, экономя на золотых часах и ювелирных украшениях. Бюджета экономия не коснулась



Проект «Морского фасада»
Проект «Морского фасада»


Напомним, что финансирование строительства морского порта осуществляется в соответствии с законом о целевой программе «Реализация инвестиционного проекта по развитию морского пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге». Компания должна строить порт за счет выпуска облигационного займа, а выкуп займа осуществляется за счет городского бюджета. В 2008–2011 годах на это выделяется 5,915 млрд рублей – примерно по 1,5 млрд в год. Деньги 2008 года уже выделены и освоены – часть займа выкупили. Почему же в 2009 году хотят выделить не 1,5, а 3,5 млрд рублей?
«Это связано с удорожанием стоимости работ по строительству порта, - заявил «Новой» председатель Комитета финансов Эдуард Батанов. – В целевой программе все расходы рассчитывались по ценам 2004 года, которые с тех пор были проиндексированы в 1,76 раза. Сейчас мы изменим бюджет, а в ближайшее время правительство внесет предложения по изменению целевой программы. Кроме этого, мы планируем завершить ее реализацию на год раньше – не в 2012, а в 2011 году».
Что называется, есть вопросы. Если умножить 1,5 миллиарда на 1,76, то получится не 3,5 миллиарда рублей, а 2,64 миллиарда. Разница – 860 миллионов рублей: прямо скажем, не мелочь. И приходится заметить, что все это предсказывалось еще осенью 2006 года, когда в городском парламенте шли бурные дискуссии по поводу этой целевой программы.
Согласно ей строительство порта должно обойтись бюджету примерно в 7 млрд рублей, а стоимость строительства тогда оценивалась в 6,147 млрд, то есть инвестор («Морской фасад») получал от города на 873 млн рублей больше, чем потратит. Куда логичнее было бы финансировать строительство напрямую из бюджета, без посредников в лице «Морского фасада», не брать никаких кредитов и займов и не расходовать бюджетные деньги на оплату процентов. И наконец - не доплачивать более миллиарда рублей за право стать собственником посредника: в целевой программе записано, что в 2012 году городской бюджет выделяет 1,1 млрд рублей на выкуп голосующих акций компании, становясь ее собственником.
Почему таким путем не пошли? Вероятно, потому, что в этом случае на проведение строительных работ пришлось бы объявлять конкурс (как на любой городской заказ) и расходование средств можно было бы контролировать при помощи Контрольно-счетной палаты. А при закрепленной в целевой программе схеме «Морской фасад» может тратить любые средства без всякого контроля, но с полной уверенностью в том, что бюджет Петербурга впоследствии за все заплатит. И никакой гарантии, что вскоре не выяснится, что платить надо куда больше…
Ровно это мы сегодня и наблюдаем: в будущем году город уже должен добавить 2 млрд рублей. Скорее всего, аналогичные добавки нас ждут и в 2010–2011 годах. И в какую сумму «Морской фасад» оценит свои голосующие акции, когда придет время их выкупать – остается только догадываться. Какими потерями для бюджета может обернуться эта чрезвычайно выгодная для «Морского фасада» финансовая схема – мы окончательно узнаем только через два года. Интересно, узнаем ли мы когда-нибудь, чем руководствовались те чиновники в администрации, которые эту схему благословляли? Как хочется верить, что они делали это лишь в силу некомпетентности и абсолютно бескорыстно…
Кстати, порт, где в сентябре 2008-го торжественно было принято первое круизное судно Costa Mediterranea, доставившее в Петербург 2 тысячи туристов, а в марте 2009-го открылся пункт пропуска через государственную границу, имеет сегодня совершенно неясные перспективы. Осенью, принимая первый лайнер, губернатор Валентина Матвиенко радостно подсчитывала, что если к 2010 году Петербург будет принимать около 2 миллионов туристов в год, то прибыль городской казны составит более 300 миллионов евро. А весной были приняты лоббируемые Смольным поправки к федеральному закону, по которым пассажиры паромов могут въезжать в Россию без виз (сложности с их оформлением были одним из главных препятствий для роста числа туристов). Вот только новый порт принимать паромы еще не готов, а «Стелла Лайнс» - единственная паромная компания, работающая с Петербургом - еще в 2008 году отказалась от этого направления: кризис. Визы отменили – но говорят, что пассажирам паромов придется заполнять иммиграционные карточки (что резко увеличит время на ожидание выхода туристов в город). А еще за последнее время возросла стоимость внутригородских перевозок, цены на гостиницы, на билеты в театры и музеи… В общем, трудно предполагать, что приток туристов в северную столицу теперь возрастет. И зачем нам тогда будут планируемые причальные стенки длиной в два километра, готовые одновременно принимать семь судов океанского класса?
...Обсуждение губернаторской поправки прошло быстро и без особых споров. Никто не поинтересовался, с какой стати предлагается выделить из городского бюджета «дополнительные» два миллиарда рублей. А перед этим почти час отняло обсуждение предложения спикера Вадима Тюльпанова – об отказе с 1 апреля и до конца года от сумм, выплачиваемых депутатам на «расходы, связанные с депутатской деятельностью», в размере 17300 рублей в месяц. Эти деньги, как правило, расходуются депутатами на подарки ветеранам и детям, на цветы, поздравительные открытки и так далее. Отказавшись от этих денег, по словам Тюльпанова, можно сэкономить 8 миллионов рублей.
С необходимостью экономии согласились все, но «эсеры» и коммунисты предложили экономить не только на представительских.
Лидер «эсеров» Олег Нилов предложил брать пример с президента Дмитрия Медведева, который на 10% сократил численность своей администрации, и секвестировать представительские расходы спикера, сократить численность его аппарата (а также аппаратов вице-спикеров) и число сотрудников в комитетах и комиссиях ЗакСа, до конца года приостановить зарубежные командировки депутатов и сотрудников аппарата городского парламента (на чем можно сэкономить около 7 миллионов рублей). А Юрий Карпенко (КПРФ) предложил направить сэкономленные деньги на высокотехнологичные медицинские операции, а заодно провести проверку изменения имущественного положения депутатов и их родственников в течение срока полномочий парламентариев. Лидер «Единой России» Вячеслав Макаров инициативу Тюльпанова горячо одобрил, предложив Нилову и его коллегам по фракции начать с сокращения собственных помощников и напомнил, что «в тяжелые военные годы граждане вносили деньги в фонд обороны и даже сдавали золотые украшения». В ответ «эсеры» Зоя Заушникова и Ольга Литвиненко выразили готовность сдать свои украшения, а их коллега Владимир Гольман понес к трибуне свои золотые часы… В итоге проект Тюльпанова приняли в первоначальном виде – все поправки «эсеров» были отклонены.
Конечно, хорошо, что депутаты решили сэкономить на себе, но лучше бы они экономили на куда более расточительных статьях городского бюджета. И, например, столь же подробно обсудили (и столь же критически отнеслись) к добавке двух миллиардов рублей «Морскому фасаду»…

Борис ВИШНЕВСКИЙ