Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Прицельно или рикошетом?

28 октября 2002 10:00

28 - 29 октября в Копенгагене должен был состояться Всемирный чеченский конгресс. Но события в Москве внесли свои коррективы. Российское Министерство иностранных дел потребовало наложить запрет на проведение конгресса. Правда, датское правительство отказалось выполнить требования российского МИДа. И все же после кровавой московской драмы возможная тональность конгресса становится предметом совсем не очевидным.



Гадать на кофейной гуще информационных сообщений петербургским чеченцам ни к чему - они и без СМИ прекрасно знают ситуацию и расклад сил в Чечне. И если в официальных сообщениях о московских событиях навязчивым лейтмотивом звучало, что, мол, всего этого стоило ожидать и мы вас предупреждали об угрозе мирового терроризма, то для чеченцев сей захват был полной неожиданностью, ибо ждали они совсем другого - мира. И более того, тут, в Петербурге, уже много месяцев готовили на копенгагенский конгресс свой доклад. Ключевым словом которого было слово «мир».
Разговаривая с представителями чеченской диаспоры Петербурга, мы пытались понять, кому же это нужно. Ведь как ни отбивайся от навязчивых ассоциаций, события эти опять напомнили рязанские учения с центнерами взрывчатки, которые, оказывается, у нас все так же запросто можно развозить по городам и весям России. Представители чеченской диаспоры признались, что не раз ловили себя на мысли о том, что вот опять выйдет Патрушев и скажет, мол, пошутили мы, ребята, учимся мы так, учимся... Если бы не кровавая развязка этой драмы, за которой напряженно следили питерские чеченцы, искренне переживая за всех, оказавшихся заложниками в Москве.
А еще чеченскую диаспору очень обеспокоили события, которые происходили в это время не в России, а в Копенгагене, куда уже начали съезжаться со всего мира лидеры чеченских диаспор разных стран. От вайнахов Петербурга на конгресс отправился юрист Дени Тэпс. Оставшиеся делегаты тоже должны были вот-вот вылететь, но сами оказались своего рода заложниками московских событий.
Главной темой планируемого всемирного чеченского конгресса должен был стать вопрос о мирном урегулировании кавказского кризиса. Несомненно, на нем были бы обнародованы и документальные свидетельства правозащитников, собравших за годы конфликта горы материала, которого вполне бы хватило для продолжения разговора не только в Копенгагене, но, вероятно, и в Гааге. А теперь получилось обратное: какая-то группа людей в камуфляже, которая якобы выдвигала только одно требование - мир в Чечне, - на самом деле как раз сорвала возможность установления мира. Мира, ради которого они якобы и пришли погибать в самый центр столицы. А где же тогда та пресловутая согласованность и организованность действий чеченцев, о которой словно под копирку пишут во многих СМИ?
О всемирном чеченском конгрессе, на который надеялись и в Чечне и за ее пределами, знали все, кто хотел знать. Да и срывался он по странным причинам уже не раз. Ни Масхадов, ни мирные чеченцы, на многие годы ставшие заложниками этой войны, не заинтересованы срывать этот конгресс. Представители чеченской диаспоры Санкт-Петербурга (а среди них юристы, историки, преподаватели вузов) как один говорят, что московские события в первую очередь ударили по Чечне. Прекрасно зная расклад сил в своей республике, петербургские чеченцы так и не смогли логически вычислить те силы в Чечне, которые были бы активно заинтересованы в этом показательном выступлении на московской сцене.
Питерские чеченцы так и не смогли ответить, кому все это может быть нужно? Зато точно ответили, кому не нужно - народу Чечни. Тем более что последствия московской трагедии могут оказаться такими же, как и после сентября 1999 года, когда очередной виток кавказской войны был раскручен незабываемыми событиями, в ряду которых и знаменитое рязанское учение ФСБ...
Время приоткроет не многое. Хотя, возможно, кто-то из постановщиков кровавого спектакля проговорится о его сценаристах. Но до этого еще далеко. А сейчас вайнахи обеспокоены тем, состоится ли в Дании чеченский конгресс, и если да, то какова будет его тональность? И тогда можно будет еще раз сопоставить факты и попытаться разобраться - прицельно или рикошетом пришелся удар по мирным инициативам чеченских диаспор всего мира?

Владимир КИВЕРЕЦКИЙ