Непростой диалог

1 декабря 2002 10:00

В эти дни в Петербурге проходит международная конференция «Россия и арабский мир. Ислам и православие - диалог и взаимное влияние двух культур». Запланирована она была загодя и приурочена к десятилетию Независимого русско-арабского культурного центра, но сегодня, в связи с последними событиями, тема сугубо научной конференции приобретает совершенно иное звучание...



Все, что касается арабского мира, воспринимается сегодня не так, как прежде. Хотя ожидать на научной конференции ответов на вопросы, волнующие современное общество, не приходится. Директор Независимого русско-арабского центра доктор Назим Меджид ад-Дейрави еще до открытия конференции заблаговременно дистанцировался от горячих тем, которые могли бы возникнуть в ходе разговора об отношении исламского мира и православной России.
- Наш Центр и раньше и теперь, и в будущем не занимался и не будет заниматься политическими вопросами, - говорит он.
И все же, как ни старайся уйти от политики, она сама приходит в дом. Поэтому открытие конференции началось, как все чаще случается у нас в последние годы, с минуты молчания в память о жертвах теракта в Москве...
В своем вступительном слове на открытии конференции директор библиотеки Российской академии наук В.П.Леонов отметил, что в этот период потрясений еще острее встает вопрос «поиска фундамента, который мог бы служить основой диалога двух религий». Таким фундаментом, по его мнению, являются научные и культурные связи. Диалог на основе взаимопроникновения культур пора бы проводить и в наших отношениях с Чеченской Республикой, отметил он и сообщил, что по инициативе библиотечного фонда РАН собрана и ждет отправки в Чечню научная и художественная литература.
Но судя по темам докладов на конференции, диалог с исламом планируется вести в сфере конфессиональных интересов, и в основном рассматривать отношения религий с научно-исторической точки зрения, не задевая при этом современность. На конференции была заявлена масса научных докладов по истории и культурологии, языкознанию и литературе, но все они касались лишь русско-арабских отношений. Темы по истории ислама на территории Кавказа, не говоря уже о современном исламе в этих республиках, не рассматривались. Словно и нет на Кавказе республик с историей их религий, древнейшей культурой, существующей на стыке ислама и христианства... Так и оказался кавказский ислам и все связанные с этим современные проблемы вне рамок обсуждения ученых мужей.

Владимир КИВЕРЕЦКИЙ