Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Чернокнижники

14 ноября 2002 10:00

Появление в северной столице устойчивой, хорошо подготовленной преступной группы, специализирующейся на хищении книжных раритетов, - такое ученым и сыщикам не снилось, наверное, и в кошмарном сне. Кто бы мог представить, что сразу из трех библиотек - и не заштатных, а практически всемирно известных, да к тому же уже наученных горьким опытом, за один день исчезнут четыре бесценных фолианта. Но милицейские чины подтвердили: кражи из Российской национальной библиотеки, Библиотеки Академии наук и библиотеки Госуниверситета - дело одних и тех же рук.





Первыми кражу обнаружили сотрудники Российской национальной библиотеки. В среду, 6 ноября, здесь исчезли два раритета: книга русского авангардиста Константина Большакова «Будущее» и прижизненное издание «Принципов натуральной философии» Исаака Ньютона. Первая книга была издана в 1913 году, вторая оказалась гораздо древнее - она датирована 1687 годом. Таких книг - изданных в Лондоне в один год - в Петербурге хранилось всего две: в Российской национальной библиотеки и в БАНе. Страховочная стоимость каждого из фолиантов составляет от 10 до 15 тысяч долларов, реальная - около 25 тысяч.
Преступники не взламывали дверей и не разбивали стекол. Они оказались типичными ворами на доверии. Уже установлено, что двое молодых людей - Светлана Данилина и Михаил Степанов - предъявили паспорта жителей Краснодарского края, а заодно аспирантские удостоверения Краснодарского университета. При этом девушка действительно оказалась аспиранткой, только саратовской, а молодой человек и в самом деле писал диссертацию по социологии. Следствие полагает, что массивный фолиант Ньютона вынес на себе молодой человек, а девушка польстилась на менее дорогого Большакова.
Только вечером, перед закрытием зала, библиотекарь обратила внимание, что за одним из мест почему-то давно не видно читателя, хотя взятые им книги стопкой лежали на столе. По-видимому, любитель Ньютона отошел в курилку или в туалет, но почему так надолго? А когда пришло время возвращать издания в хранилище, выяснилось, что одной книги не хватает. Ради нее воры пожертвовали паспортом - по-видимому, не своим, с переклеенной фотографией. (Кстати, интересно, почему бы до сих пор не сделать открытой базу утерянных паспортов: например, открыть ее в интернете, с постоянным обновлением. И тогда число таких случаев, вероятно, резко сократится.)
Но это было еще полбеды. Теперь, когда в городе остался только один экземпляр «Принципов» - в библиотеке Университета, требовалось срочно известить о случившемся коллег. После звонка из РНБ сотрудники университетской Горьковки проверили фонды и к своему ужасу убедились, что и их бесценный экземпляр куда-то исчез. Как уверяют сотрудники, это первая кража за всю историю библиотеки.
Несмотря на одинаковую стоимость двух раритетов, уголовные дела возбудили по разным статьям: кража из Российской национальной библиотеки «удостоилась» 164-й статьи: хищение предметов, имеющих особую ценность (по-видимому, из-за статуса самого заведения), университетское же хищение было оценено как простая кража. Бригада 12-го «антикварного» отдела угрозыска еще работала в здании Двенадцати коллегий, когда появилась новая заявка из соседнего здания.
Третье за праздничные дни хищение было выявлено в библиотеке Российской академии наук. В итоге следственной группе пришлось разделиться: одни продолжили работу в университете, другие перешли площадь Сахарова и скрылись в стенах БАНа. Правда, на этот раз исчез не Ньютон, а первое издание работы известного английского социалиста-утописта XIX века Роберта Оуэна «Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании характера». Как выяснила «НГ», в выходные дни в охранной кабине БАНа погасли все мониторы камер слежения - виной тому стали какие-то неисправности в проводке. Однако шестого, в день кражи, все работало исправно.
Дирекция библиотеки полагает, что злодеи поступили так же, как и в предыдущих случаях: вынесли книги на себе. «Мы же не можем заглядывать под одежду всем и каждому, - оправдывался овошник на входе, единственный охранник в здании. - Только тем, кого считаем подозрительными».
- Да, мы не снабдили двери магнитоуловителем, а книги - датчиками, как в книжных магазинах, - заявил директор библиотеки Валерий Леонов. - Во-первых, слишком много книг. Во-вторых, менталитет наших читателей все-таки отличается от магазинных. В США, в библиотеке Конгресса, где я недавно был, в дверях установлен рентген-аппарат, как в аэропорту для сумок. И он-то выявит, конечно, книги под одеждой. Но дело даже не в том, что он дорог, просто обмануть и его можно запросто: этот прибор просвечивает только верхнюю часть тела. Мы ради эксперимента решили его проверить: я вынес книгу, засунув ее в носок. И аппарат не среагировал. Потом-то мы ее, конечно, вернули...
Вскоре выяснилось, что приметы подозреваемых по всем трем эпизодам сходятся почти один в один. Мало кто сомневается, что злоумышленники действовали по заказу. Вечером бригады сыщиков работали на вокзалах и в аэропортах. И им повезло: в поезде «Петербург - Астрахань» подозреваемые были задержаны. Помимо фальшивых паспортов и студенческих билетов сразу трех вузов страны, при Светлане Данилиной обнаружили схемы библиотечных помещений и оттиски штампов, которые ставятся на контрольные листки. Был там и список книг - редких западноевропейских изданий XVI - XVIII веков, который сыщики расценили как перечень возможных заказов. В России в последнее время заметно множатся почитатели русского футуризма и кубизма, к коему течению принадлежал Константин Большаков. Интерес же к Ньютону в Европе не утихал никогда, а исчезновение одного из таких раритетов из официальных коллекций (коими и считаются государственные библиотеки) автоматически поднимает цену однотипных изданий, сохранившихся в других книгохранилищах.
А если пропадают сразу два издания? Цена сразу вырастает на порядок. Пример тому - загадочная эпопея с трудами Николая Коперника в 90-х годах. Прижизненные издания знаменитого ученого можно было пересчитать по пальцам, что неудивительно, если вспомнить, как эти книги преследовала инквизиция. Издание, хранившееся в Библиотеке Академии, было уникальным: оно содержало авторские пометки и поправки, так что стоимость его поначалу составляла не меньше полумиллиона долларов. Но то было сначала... А после того как похожие издания, хотя и более позднего года выпуска, были похищены неизвестными из библиотек Киева и Кракова, стоимость приблизилась к 800 тысячам. Сейчас подобный фолиант оценивается как минимум в миллион - после того как в 2000 году его украли из нашего питерского БАНа... Тогда вместе с «Обращением небесных сфер» из фондов пропали еще как минимум 20 ценнейших книг. Сыщики полагали, что кража не обошлась без участия сотрудников библиотеки, но назвать конкретных подозреваемых так и не смогли...
Если университетская библиотека переживает случившееся впервые, то БАН или Публичка - как минимум в третий раз. Для Российской национальной библиотеки самым скандальным эпизодом стала, конечно, многолетняя эпопея Дмитрия Якубовского. 90 манускриптов VII - XIX веков оценивались в 139 миллионов долларов. Все грамоты удалось вернуть, а адвокат-библиофил получил 4 года колонии.
В 1995 году отличился бывший офицер Александр Мамонтов. Он, как и нынешние злоумышленники, вынес под одеждой 435 гравюр из атласа Джона Одабона «Птицы Америк» начала XIX века. Чтобы кража как можно дольше не была обнаружена, книговор вырвал из каталога карточки с обозначением Одабоновского атласа. Расчет оправдался: читатели перестали спрашивать книгу, и о пропаже никто не знал до тех пор, пока в библиотеку не пришел запрос с аукциона «Кристи», где Мамонтов попытался выставить свою добычу на продажу. Заподозрив неладное, работники аукциона разослали письма по всем крупнейшим библиотекам. В Публичке после этого послания выяснилось, что под обложками атласа «Птицы Америки» хранятся подшивки старых газет. Суд приговорил Мамонтова к пяти годам заключения.
А в 1997 году милицией был задержан один из мелких служащих Публички, который пытался продать 16 томов Экономической энциклопедии 1770 года издания.
Для БАНа черным годом стал 2000-й. В январе из газетного зала исчезла подшивка «Казанского вестника» начала XIX века, а в феврале произошла уже описанная кража двух томов Николая Коперника...

Мария ЮРЧЕНКО
Фото ИНТЕРПРЕСС


P.S. По последним данным на момент верстки номера, милиция нашла книги, украденные из РНБ. А эксперты Министерства культуры РФ, специально прибывшие в библиотеку для расследования обстоятельств случившегося, выработали рекомендации по усилению охраны коллекций Публички.