Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Штормовое предупреждение

25 ноября 2002 10:00

О новых, да и старых портах на Балтике сейчас только и слышно. Именно через них сегодняшняя Россия пытается открыть окно в объединенную Европу. Местами это происходит успешно, а местами не очень. Казалось бы, насколько уж привлекательное место Выборг: тут и граница с Финляндией, и выход на Петербург, и, возможно, будущая европейская паромная линия. Однако многое говорит о том, что дела там идут не вполне благополучно.



В свое время Выборгский морской порт являлся, естественно, государственным. А потом - что тоже вполне естественно - был в 1992 году приватизирован. После чего там стали случаться вещи, достойные лихих голливудских триллеров. Рассказывают, что как-то задержали некую группу рабочих, которые, вскрыв вагон железнодорожного состава, тащили его содержимое. Каково же было удивление органов, когда выяснилось, что состав этот нигде не числится и является призраком! Более того, после этого за считанные часы он буквально растворился в воздухе, и найти удалось лишь отдельные вагоны.
Говорили и о том, что в порту процветало бутлегерство. Суда с алкоголем разгружались в акватории порта (но без захода в последний), а огненную воду перевозили на берег в лодках... Впрочем, романтика и таинственность данных деяний может описываться и совсем не романтическим термином - контрабанда... Говорили и о том, как некий господин, представляющий интересы лесного терминала ВМП, выехал в Швецию, имея при себе два миллиона долларов, которые должны были быть выплачены деловым партнерам, и одновременно он должен был получить там еще четыре миллиона долга, после чего этот господин, как и все упомянутые миллионы, бесследно исчез...
Впрочем, все это - дела дней минувших. Но и более близкие события отличаются детективной окраской, особенно после того, как в 1998 году контрольный пакет акций ВМП приобрели братья Шутовы Г.Е. и В.Е. вместе с их же двоюродным братом Масловым В.Ю. (Которые, заметим, являлись акционерами и раньше.) Обстоятельства сделки послужили поводом для обращения другого акционера - Цейтлина А.М. с заявлением к министру внутренних дел России Грызлову Б.В., в котором он просит последнего возбудить уголовное дело по факту мошенничества, утверждая, что его незаконно лишили 25-процентного пакета акций, в результате чего упомянутые братья (один из которых, кстати, находится в розыске за грабеж) стали владельцами контрольного пакета, по сути, получив порт в свои руки.
Но и это не все. Вскоре в ЗАО «ВМП» начался процесс выведения бизнеса и финансовых потоков в дочерние структуры. Обслуживание пассажиров, транспортно-экспедиторские и буксирные услуги - все это и кое-что еще было передано в дочерние фирмы. Казалось бы, какая разница? Но разница есть. Само общество таким образом лишилось доходных видов деятельности, все услуги заказчикам оказывают уже не они, а «дочки», получая за это соответствующий доход и перечисляя взамен «маме» не слишком щедрую плату. Это не говоря уже о том, что бюджет Выборга получает от одного из крупнейших предприятий города совсем не то, на что он мог бы рассчитывать.
Стабильной обстановку в порту не назовешь. Вот еще штрих: за последние пять лет там сменились уже четыре гендиректора. Последней была назначена довольно молодая госпожа Климова, прежде возглавлявшая филиал брокерской фирмы, а теперь вставшая у руля такого специфического предприятия, как порт...
А в последнее время Выборгский морской порт неожиданно стал героем ряда публикаций в печати, в том числе анонимных - на правах рекламы. Причем их содержание и тональность позволяют предположить, что руководство ВПМ пребывает в достаточно нервном состоянии. Выходит, в порту штормит? Видно, передел собственности не проходит бесследно. Если проходит вообще...

Максим КОРОЛЬКОВ


P.S. «Новая газета» будет следить за развитием событий.