Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Мутная история–2

5 декабря 2002 10:00

14 октября «Новая газета» в статье «Мутная история» рассказала о больной питерской теме - о выпусках, через которые сбрасываются неочищенные городские стоки. Ведь сегодня примерно треть городской канализации - а это более 600 тысяч кубометров ежесуточно - прямиком попадает в Неву, другие реки и каналы безо всякой очистки. На публикацию отреагировало ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», отвечающее за 160 таких выпусков. (Всего в городе их насчитывается около 400.) «Водный монополист» предложил корреспонденту НГ побывать на строящемся канализационном коллекторе - чтобы взглянуть на проблему в ином ракурсе. Так «Новая газета» первой из всех СМИ оказалась на сумасшедшей глубине в подземном чреве Петербурга.





Минус 80 под Питером
Шахтная клеть плавно пошла под землю. Шахта «422-бис», что по соседству со станцией метро «Выборгская», - один из входов в грандиозное по масштабам подземное сооружение - городской канализационный коллектор. Вход на шахту строго по пропускам: разрешен строителям, проходчикам и техническим службам «Водоканала». Бывают, конечно, и гости. Но вот нога журналиста туда еще не ступала. Так что мы стали первыми, кому довелось побывать в самой глубокой точке главного петербургского коллектора - на отметке минус 80.
Скажу сразу: на восьмидесятиметровой глубине под Питером чувствуешь себя вполне комфортно. Здесь, в трубе четырехметрового диаметра, светло, легко дышится - вентиляция работает отменно, постоянная температура «за бортом» - плюс 8. Иногда под сапогами хлюпает вода, но ее все-таки немного. Ведь за серой бетонной рубашкой коллектора - мощные пласты кембрийских глин, славящихся своей водонепроницаемостью. Синие глины - все, что осталось от древнего Силурийского моря, плескавшегося здесь более 400 миллионов лет назад. Через их залежи и проходит продолжение главного канализационного коллектора северной части Санкт-Петербурга. Таково официальное название этого подземного коридора.
- Тоннель прокладывали тем же методом, что и метро, - рассказывает Андрей Громов, исполнительный директор ООО «СТИС», ведущего строительство. - В две нитки протяженностью по 12 километров каждая. Вторая рассматривается как резерв - случись что, город не должен захлебнуться в собственных стоках.
Резервный коллектор - где-то метрах в двадцати за земляной толщей. Смотреть в нем еще нечего - он в стадии строительства. Зато тот, по которому идем, - почти в полной боевой готовности. В бетонную рубашку осталось одеть всего 1900 метров тоннеля. Учитывая, что за месяц проходчики бетонируют около 200 метров, через год можно будет разрезать красную ленточку. Если, конечно, не кончатся деньги на строительство.
Финансирование - главное условие продвижения подземной стройки. А она, понятное дело, требует повышенных затрат. На круглосуточное освещение тоннелей, вентиляцию, откачку воды, транспортировку грузов, - это не говоря уже о самой проходке. Не случайно подземка первой среагировала на экономический кризис девяностых: начавшееся в 1987 году строительство вскоре встало. Лишь почти через 15 лет «Водоканал» сумел продолжить работы на этом крайне важном для города объекте. Но в отличие от прежних времен теперь - в основном за счет собственных средств.

Где зарыта собака
- Пуск продолжения главного коллектора - наша стратегическая задача, - говорит директор департамента водоотведения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Михаил Лившиц. - Начинается он у Финляндского железнодорожного моста, а заканчивается у моста Кантемировского. Этот 12-километровый участок, проходящий по правому берегу Невы, мы начали строить в конце 80-х, а достраиваем только сейчас. Впрочем, о степени его готовности теперь можете судить сами...
В этом недостроенном звене и зарыта собака. Канализационным стокам довольно обширной части Петербурга попросту некуда деваться. Но как только этот участок будет пущен и главный коллектор превратится в целостную систему, стоки из жилых домов и офисов, Военно-медицинской академии и изолятора «Кресты», из общественных туалетов и самого Смольного потекут на Северную станцию аэрации в Ольгине, где подвергнутся очистке и обезвреживанию. А это ни много ни мало 600 тысяч кубических метров в сутки. Мощностей у очистных сооружений хватит - сегодня они задействованы только наполовину.
- Проблема в другом, - продолжает Михаил Лившиц. - Для запуска двух ниток коллектора потребуется выполнить объем работ на сумму в 200 миллионов долларов. Ясно, что таких денег нет ни у «Водоканала», ни у города, ни в федеральном бюджете. И мы уже ищем инвесторов.

Тринадцать грязных лет
Питерской системе коллекторов глубокого залегания впору заявить о себе в Книгу рекордов Гиннеса. По диаметру, протяженности (общая длина достигает 200 километров), глубине ему нет равных в мире. Но питерских проектировщиков и строителей на рекорды толкнуло отнюдь не тщеславие, а суровая необходимость.
- Под Петербургом очень сложные грунты - объясняет Андрей Громов. - Супеси, суглинки, пески пылеватые, которые еще называют плывунами. Стоит такие почвы неосторожно затронуть - они тут же превращаются в ничем не остановимый поток. Вот почему для прокладки канализации нам пришлось забираться в надежный кембрий.
Хотя на сыпучую «мину» можно напороться даже на глубине. Так, в ноябре 1997 года прямо под изолятором «Кресты» тоннелестроители неожиданно натолкнулись на древнее русло реки. Много миллионов лет назад она промыла в глинах нишу, которую со временем заполнили песок, гравий, щебень. Стоило буровикам пробить в замурованную реку небольшое отверстие, как оттуда под давлением в 6 - 7 атмосфер вырвался фонтан перемешанной с водой породы. С аномалией бились девять месяцев, сложный участок удалось обезвредить, тоннель проложили. А сколько нервов и сил было потрачено, ведь могло случиться всякое...
Как видим, чистота рек и каналов Петербурга требует от города грандиозных вложений. На ненадежной землице царь Петр основал новую российскую столицу...
- В северной части города сосредоточены далеко не все выпуски, - продолжает Михаил Лившиц. - Немалая их доля будет ликвидирована при пуске Юго-Западных очистных сооружений. ЮЗОС должны быть достроены и сданы в эксплуатацию в 2005 году. Так что в южной части Петербурга с «мутной историей» будет покончено уже скоро.
Михаил Лившиц утверждает, что знает все о каждом из 400 существующих на сегодня в Питере выпусков. Ведь специалисты «Водоканала» провели их инвентаризацию, обследовали и поставили на учет. Более того - разработали программу прекращения сброса неочищенных сточных вод в водоемы города. В соответствии с ней Питеру придется построить еще 70 километров обычных канализационных коллекторов и 43 километра микротоннелей. На все потребуется 20 миллиардов рублей.
Программа рассчитана до 2015 года. То есть через 13 лет на «мутной истории» в Петербурге должна быть поставлена точка. Хотя есть шальная надежда, что все произойдет раньше. К примеру, строители утверждают, что в почти готовой нитке коллектора нет ни одной крысы. Хотя даже в более глубоких угольных выработках их обычно бывает много. Как предполагают горняки, осторожные твари чувствуют: сюда скоро хлынет канализация...

Лина ЗЕРНОВА
Фото Александра ГУТОРКИНА