Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Дети подполковника путина

19 декабря 2002 10:00

Если вы думаете, что пресловутые «дети лейтенанта Шмидта» ушли в прошлое вместе с временами, гениально описанными Ильфом и Петровым, то ошибаетесь. Новое время рождает новых героев, по изобретательности и наглости не уступающих современникам великого комбинатора. Правда, лейтенант Шмидт у них, конечно, не в почете. Другое дело – подполковник Путин...



Началась эта история нынешней осенью. В конце сентября партия «Единая Россия» организовала в Кремле встречу Владимира Путина с делегатами Всероссийского совещания молодых руководителей производства «Путинский призыв». «Единороссы», конечно, действовали из лучших побуждений, предполагая аналогичную ответную реакцию со стороны молодых производственников. Однако кое-кто из них сообразил, что личная встреча с президентом может сулить неплохие дивиденды – если, конечно, умело этим воспользоваться. Например, бывший гендиректор Северо-Западного пароходства Андрей Гуськов.
Буквально на следующий день после эпохальной кремлевской встречи пресс-служба возглавляемой им компании распространила сообщение, из которого следовало, что президент дал господину Гуськову «маленькое, но ответственное поручение»: разработать концепцию Единой транспортной компании, объединяющей морской, речной и железнодорожный транспорт. И не беда, что очевидцы кремлевского раута не припоминали, чтобы в тот день президент давал кому-то какие-то официальные поручения. Не беда, что на сей счет не существовало президентских указов, постановлений правительства и согласований с соответствующими министерствами. Ссылки на устный разговор оказалось вполне достаточно, ведь разговор-то с кем – с Самим...
Магическое словосочетание действовало на чиновничьи мозги как гипноз. И многие отнеслись к «транспортным инициативам» господина Гуськова вполне сочувственно. Ведь действительно, чем черт не шутит, вдруг он и впрямь завтра станет транспортным монополистом, так что на всякий случай лучше ему не перечить...
Как тут не вспомнить еще одного персонажа новейшей истории – Николая Чемоданова, задержанного в конце ноября сотрудниками ФСБ и ОБЭП ГУВД Москвы. Этот господин, также гипнотизируя чиновников ссылками на устные договоренности в верхах пытался создать Службу прогулочного и спортивного флота России. И во многом преуспел. К примеру, задержали его в тот момент, когда он вел переговоры с Министерством имущества России на предмет получения «под офисы» нескольких особняков в центре Москвы, стоимостью – ни много ни мало – около 10 миллионов зеленых американских долларов. Возможно, Николаю Чемоданову в чем-то помог его жизненный опыт: ведь прежде он работал в Министерстве юстиции РФ... водителем.
У Андрея Гуськова размах был, конечно, куда шире: не какая-то там Служба прогулочного и спортивного флота, а Единая транспортная компания – колосс и супермонополист. Правда, по-настоящему развернуться он все же не успел. И остался, как известный персонаж пушкинской сказки, у разбитого корыта: не только без монополии, но и без портфеля, поскольку в Северо-Западном пароходстве он теперь тоже не работает.
...И что еще интересно. В обоих описанных случаях интрига закручивается так или иначе вокруг флота. Видно, все же рвутся наружу гены детей лейтенанта Шмидта...

Владимир АРТАМОНОВ