Prоба сомнительного качества

23 декабря 2002 10:00

10 декабря в Таврическом дворце состоялось награждение лауреатов конкурса «PRоба-2002». Были подведены итоги работы жюри и номинантов, названы имена победителей. Однако сразу после чествования лауреатов из оргкомитета «PRобы» демонстративно вышел начальник Управления по связям с общественностью Межпарламентской Ассамблеи СНГ Владимир Васильев. Сей инцидент вызвал немало недоуменных вопросов как у участников конкурса, так и у наблюдавшей за ходом соревнования публики. Но если посмотреть внимательнее, ничего удивительного в этом поступке нет.



Всероссийский конкурс специалистов по связям с общественностью, проще говоря PR (откуда и название конкурса - «PRоба»), впервые прошел в северной столице в 2000 году. Задумывался он как средство популяризации профессии PR-специалиста. Ведь профессия пиарщика в нашей стране еще нова. А отделение цивилизованной PR-практики от непрофессиональных приемов рекламы, выработка критериев профессионализма действительно является актуальной задачей.
Какими свежими идеями одарили общество лауреаты конкурса? Для большинства специалистов, интересующихся проблемами PR в России и Петербурге, это так и осталось загадкой. По условиям соревнования материалы, представленные на конкурс, должны были сдаваться в оргкомитет в электронном виде - с тем чтобы впоследствии их можно было опубликовать на интернет-сайте «PRобы». Увы, о содержании конкурсных работ посетители электронных страниц «PRобы» так ничего и не узнали.
В номинации «PR-проект года» лауреатом второго конкурса «PRобы» в 2001 году стала, например, московская имиджево-коммуникационная компания PRSG с образовательным интернет-проектом «Marketing Stars!». Это действительно солидный долгосрочный и перспективный проект, основанный на последних научных разработках. В 2002 году аналогичный приз завоевало ОАО «Нижегородский масложировой комбинат» за самый большой бутерброд России. Для посетителей Нижегородской ярмарки был приготовлен бутерброд площадью 16,97 кв. м с использованием 6 сортов майонеза.
Ситуация с выбором победителя похожа на то, как если бы в конкурсе на самую интеллектуальную телепередачу победителем стало «Поле чудес», а не, скажем, «Умники и умницы»... В самом деле: самый большой бутерброд России - не слишком оригинальное изобретение для того, чтобы претендовать на лидерство в солидном конкурсе. Мало ли, в конце концов, в России «самого большого»!
Причины загадочного решения иногда лежат на поверхности. Вот, к примеру, победитель в номинации «PR-специалист года» Александр Федотовских, заместитель директора Красноярского регионального информационного центра Министерства РФ по атомной энергии. Возможно, благодаря усилиям лауреата атомная энергетика в Красноярском крае действительно популярна. Настораживает другое: Александр Федотовских является представителем журнала «Советник» в Красноярске - информационного спонсора и рекламодателя конкурса «PRоба-2002»...
Результаты перестают вызывать удивление, когда знакомишься с методами организации конкурса. Как выяснилось, девятка судей так ни разу и не собиралась вместе для обсуждения материалов. Судьи голосовали письменно, запечатывая свое мнение в конверт и передавая его председателю оргкомитета конкурса декану факультета журналистики СПбГУ Марине Шишкиной. Таким образом, председатель жюри - Галина Синцова - фактически оказалась отстранена от подведения итогов.
Тайной за семью печатями осталась процедура подсчета всех «за» и «против». По предположению члена жюри профессора Александра Чумикова, голоса подсчитывал технический работник оргкомитета. Удивляет и то, что, по словам Александра Николаевича, при оценке работ с ним консультировалась Марина Шишкина. Таким образом, председатель оргкомитета фактически присвоил себе функцию председателя жюри. Без комментариев...
Пожалуй, только в одной номинации победитель определился с соблюдением всех уставных и процедурных правил. PR-персоной года жюри назвало губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова - за деятельность по формированию благоприятного имиджа региона. С этим выбором, кстати, согласилось подавляющее большинство членов профессионального сообщества.
Во всем остальном «PRоба-2002», похоже, превратилась в некий консорциум по саморекламе. А жаль. Идея была хорошей...
Кстати, об идее. Недавно в одной из газет было сказано, что три года назад Марина Шишкина и Андрей Баранников (член оргкомитета конкурса) «решили изменить отношение к довольно важной в современном мире профессии, так появилась PRоба». Но... авторами идеи были вовсе не они. По словам еще одной гранд-дамы петербургской журналистики Аллы Маниловой, авторство идеи принадлежит ей. «Я придумала этот конкурс, - заявила она в интервью нашему корреспонденту. - В январе 2000 года я создавала план работы Лиги журналистов, председателем которой я являлась. Тогда я и придумала конкурс, в котором бы оценивались лучшие пиар-работы...»
Так что, судя по всему, серьезный разговор относительно PRобы еще впереди.

Сергей ФИЛИППОВ