Артемьев и яковлев снова вместе в списке авторов поправки

3 декабря 2001 10:00

Государственная Дума признала, что Санкт Петер бург не является контргарантом по кредиту, взятому РАО «Высокоскоростные магистрали»у английских банков.Такова суть поправки, за которую проголосо вал парламент при принятии в третьем чтении феде рального бюджета 2002.Это решение следует счи тать общей победой «яблочных»депутатов Александра Шишлова, Игоря Артемьева, Сергея Попова и губерна тора Владимира Яковлева.





«Золотой»котлован РАО ВСМ


Подобный список может ввергнуть в состояние тихого помешательства любого поли толога.Впрочем, речь идет не о новом союзе, а о почти семи десяти миллионах долларов (двух миллиардах рублей): именно настолько мог бы воз расти долг северной столицы, если бы в приложениях к бюд жету 2002 сохранилось пред ложенное российским прави тельством упоминание о пи терских контргарантиях...
Суть проблемы хорошо из вестна.История со строитель ством транспортно коммер ческого комплекса на Лиговс ком проспекте началась еще при Анатолии Собчаке.Возво дить комплекс РАО ВСМ на меревалось на деньги, взятые в кредит у банков Великобрита нии.При этом банки были го товы дать 200 миллионов дол ларов под гарантии правитель ства России, а правительство, в свою очередь, требовало конт ргарантий от Санкт Петер бурга.Став губернатором, Вла димир Яковлев в октябре 1997 года подписал договор поручи тельства, но требовалось еще и согласие Законодательного собрания.Получить же это со гласие оказалось весьма не просто.Игорь Артемьев, быв ший в ту пору не только пер вым вице губернатором, но и депутатом ЗС, выступил кате горически против, и немалая часть городских законодате лей разделяли его позицию.
Для того чтобы отклонить договор, голосов оппозиционе ров не хватило, но его рассмот рение затянулось:летом 1998 года ко второму чтению соот ветствующего постановления ЗС было подано более 300 по правок.Их авторов было легко обвинить в ерничестве:чего стоит хотя бы предложение «принять к сведению обещание РАО ВСМ профинансировать избирательные кампании депу татов, проголосовавших за ут верждение договора поручи тельства»!Оно конечно, не следует превращать орган госу дарственной власти в балаган, но после дефолта, последовав шего в августе 1998 го стало очевидно, что именно «бала ган»спас город от финансовой катастрофы.
В итоге Собрание уже не вернулось к рассмотрению договора поручительства, и в законную силу он так и не вступил.Однако правитель ство РФ, видимо, придержи валось иного мнения.Это стало очевидно в ходе обсуж дения федерального бюдже та 2001:в одном из приложе ний к нему Санкт Петербург оказался указан как контрга рант по вээсэ овскому кре диту.
К сожалению, оспаривать подобное решение было прак тически некому.Бюджет до кумент весьма объемный, и редкий депутат дочитает его до середины.Поэтому подавляю щее большинство питерских парламентариев не заметило крамольного приложения.Гу бернатор, правда, о нем знал и даже пробовал подавать по правку.Но когда она провали лась, не стал поднимать шум: ссориться с центром ему кате горически не хотелось.Так что депутаты Законодательного собрания, да и многие думцы тоже, узнали об увеличении го родского долга лишь из фев ральских публикаций автора данной статьи в «Новой газе те»...
Благодаря позиции СМИ (мы были первыми, но не единственными)принятые решения стали достоянием гласности.Собственно, с этого и началась борьба за их пересмотр.Весь минувший год депутат Госдумы Алек сандр Шишлов вел интенсив ную переписку с Министер ством финансов России, пы таясь выяснить позицию и мотивы его руководителей. Законодательное собрание летом приняло обращение к федеральному парламенту, а в кулуарах Мариинского дворца обсуждалась возмож ность подачи иска в суд, в случае если центр не оставит попыток повесить на город чужой долг.Эти и другие меры помогли парламентари ям от Санкт Петербурга убе дить членов бюджетного ко митета Госдумы в том, что упоминание северной столи цы в качестве контргаранта не является законным, а сле довательно, должно быть ис ключено из главного финан сового документа страны.
В общем, победила друж ба:совместные усилия «Ябло ка», губернатора и Законода тельного собрания увенчались успехом.И можно было бы считать, что вся история с транспортно коммерческим комплексом закончилась бла гополучно, кабы не одно «но». За 1998 2001 годы РАО ВСМ умудрилось зарыть в котлова не на Лиговском проспекте по чти 70 миллионов «кредит ных»долларов.При этом пра вительство России, судя по всему, не слишком интересо валось тем, куда уходят деньги, искренне полагая, что платить все равно придется Петербур гу.У городских же властей не было права контролировать действия «высокоскоростных» акционеров.
Поэтому вопрос о том, насколько рационально ис пользовались средства, оста ется открытым.Ответ на него наверняка интересует многих, и есть надежда, что их законное любопытство будет удовлетворено.Во вся ком случае, уже готов проект думского постановления о поручении Счетной палате проверить, как использова лись кредитные миллионы. Если постановление будет принято, то есть шанс узнать много интересного...


Виктория РАБОТНОВА
Фото Дениса ВЫШИНСКОГО


Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Написать комментарий

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.