Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Была бы культура – столица найдется

16 января 2003 10:00

Первая пресс-конференция юбилейного года в стенах ИТАР - ТАСС была посвящена самой, наверное, петербургской теме - теме культуры. В декабре 2002 года в городе прошла третья конференция «Культура горожан как составляющая культуры Санкт-Петербурга», и вчера Николай Милоченко, президент общества защиты русской культуры, и Александр Гаврилов, ответственный секретарь городского отделения Российского Союза работников культуры, обратились к журналистам.





Обращение это более всего напомнило заповеди политической корректности, принятые журналистскими сообществами во многих странах мира. Только с уклоном в культуру - которая, собственно, покрывает все явления жизни и деятельности человека, особенно ярко проявляясь в искусстве, науке, образовании и сфере развлечений.
Но в связи с питерской направленностью конференции и всей деятельности господ Милоченко и Гаврилова речь в основном шла о печальном положении городской культуры, некогда прославившей питерцев и за границей, и по всему Советскому Союзу. Прозвучали и вопросы языковой культуры, и культуры общественного поведения, и даже культуры предпринимательства - словом, были затронуты все сферы культурной жизни нашего города, и везде положение было охарактеризовано как плачевное.
Конечно, может насторожить то, что Николай Милоченко отверг саму принадлежность к «культуре» таких современных явлений, как компьютерная графика, молодежные субкультуры (которые было бы некорректно априори выносить за рамки культуры, как делает это уважаемый президент СПб общества защиты русской культуры). С другой стороны - по самой своей сути подобные структуры должны быть брюзгливыми консерваторами: только тогда они будут выполнять свою функцию сохранения культурного наследия.
В то же самое время - Николай Милоченко и Александр Гаврилов говорили на пресс-конференции столь прописные истины, что сама возможность дискуссии казалась невозможной. Говорили, что нехорошо мусорить в нашем прекрасном городе, что питерская вежливость и гостеприимство тают, что недопустимо терять богатую русскую языковую культуру, допускать нецензурщину - особенно в средствах массовой информации. Говорили и о том, как медленно и трудно, но все-таки идет борьба с пошлой и наглой рекламой. О том, что телевидение насаждает публично непристойный образ жизни, демонстрируя такие телевизионные проекты, как «Окна», «За стеклом», «Большой куш» и большую же стирку.
И тут произошло нечто странное и для автора - совершенно непонятное. Молодые, и весьма молодые коллеги, присутствовавшие в зале ИТАР - ТАСС, вдруг стали с жаром отстаивать право зрителя на «Окна» и «Стирку», ссылаясь при этом на «общественное мнение» и массового зрителя, который жаждет низкопробных развлечений. В качестве уступок прозвучали лозунги «не хочешь - не смотри» и «у человека есть право выбора». Так вот, коллеги. Придя домой, я не поленилась взять телевизионную программу и проверить, что могла я свободно выбрать на тот момент. Свобода моя ограничивалась пресловутой «Большой стиркой», подростковым сериалом «ОБЖ», «Улицами разбитых фонарей» и боями без правил. Также мне был предложен «Пляжный патруль» и художественный фильм «Если невеста - ведьма».
Одинокий канал «Культура», не всем зрителям доступный, не может составить конкуренцию этому блистательному собранию. Для многих петербуржцев, работающих от зари и до зари, телевизор остается единственным окном в мир и источником культурного досуга. И он вынужден смотреть так называемые «рейтинговые» передачи, потому что у него нет выбора. И не стоит бояться за свободу слова - ее сейчас предостаточно у нас в стране, ею просто еще не научились пользоваться. Полагаю, что практически любая программа, поставленная в прайм-тайм, будет рейтинговой, просто потому, что вернувшийся с работы человек по привычке включит свой телевизор. Почему бы не воспользоваться этим, чтобы хоть как-то поддержать культуру? Дело не только в коммерческой стороне вопроса, дело в том, что люди с контролируемыми (и невысокими) культурными запросами - это быдло, обожаемое властью за всеядность и покорность.
Естественно, надзирать за состоянием мозгов и душ населения - это дело неблагодарное и трудное. Призывая создать наблюдательские советы в СМИ для оценки информации с точки зрения этики, языковой грамотности, культурной традиции и нравственности, деятели общества защиты русской культуры и участники конференции никаких Америк не открывают. Такие советы распространены во многих странах, в них входят известные люди искусства, ученые, общественные деятели - люди тоже не идеальные, но все-таки более авторитетные и профессиональные в области культуры, чем потребляющее большинство. Они пристрастны, но их пристрастия достойны подражания. Они уж точно не пускают слюну, подглядывая в чужие окна.
Плюрализм мнений, к которому также призывали участники конференции, подразумевает возможность это мнение сформировать. Высокая культура никогда не была массовой и никогда не была коммерчески выгодной, но она была эталонной. Чем выше эталон - тем выше подтягиваются массы. Но кто-то все равно будет смотреть глупые ток-шоу - и это будет его свободный выбор.
Потакая низкому вкусу потребителя городской культуры, мы в конце концов опускаемся до его уровня. Пессимистическая уверенность в том, что «все равно это нравится массовому зрителю», заканчивается там, где возникает личная убежденность в недопустимости нецензурных выражений и эксгибиционистской рекламы.
Возможно, Петербург все-таки станет столицей культуры России (а не культурной столицей), по крайней мере Александр Гаврилов обнадежил собравшихся тем, что вопрос рассматривается уже на уровне Думы. Но, как говорится, хоть горшком назови. Была бы культура, столица найдется.

Анастасия БЕЖЕНЦЕВА
Фото ИНТЕРПРЕСС