Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Портовые волки в таможенной шкуре

27 января 2003 10:00

В распоряжении редакции оказался любопытный документ - письмо одной коммерческой структуры председателю Государственного таможенного комитета России с просьбой оказать содействие в их деятельности на территории Морского порта Санкт-Петербурга. На письме резолюция: дать фирме «зеленый свет»... Возможно, ничего предосудительного в этом нет: должен же быть на таможне порядок, тем более речь идет о таком монстре таможенного транзита, как Петербургский морской порт. Но с другой стороны, события последних месяцев как в порту, так и в структурах самой таможни заставляют задуматься. И напрашивающиеся выводы, увы, далеки от рисующейся поначалу благостной картины.





Таможня дает добро, но не каждому
Вот полный текст письма.

«Председателю Таможенного комитета РФ действительному государственному советнику таможенной службы Российской Федерации Ванину М.В.


Уважаемый Михаил Валентинович!
В настоящее время региональный таможенный брокер «Далк Северо-Запад» совместно с компанией «Северстальтранс» и руководством порта Санкт-Петербург разрабатывает план совместных мероприятий на 2003 год, направленных на качественные улучшения работы на Первом контейнерном терминале в порту Санкт-Петербург (таможенный пост «Турухтанный»).
Основные усилия будут направлены на увеличение собираемости таможенных платежей, а также на повышение оперативности таможенного оформления грузов, поступающих морским путем на Первый контейнерный терминал.
Для гарантии достоверности декларирования, а также для вытеснения с рынка таможенных услуг «серых» брокеров предусматривается проведение определенной работы с участниками ВЭД (внешнеэкономической деятельности - Прим. авт.) по проведению таможенного оформления только через официальных таможенных брокеров, согласованных с ГТК, одним из которых хотел бы выступить ООО «Далк Северо-Запад».
Решение проблем, указанных в настоящем письме, возможно только в тесном взаимодействии с руководством Балтийской таможни.
Просим Вас дать соответствующие указания руководству Балтийской таможни по взаимодействию с руководством порта Санкт-Петербург, «Северстальтранс» и «Далк Северо-Запад» в рамках настоящего проекта.
С уважением, генеральный директор ООО «Далк Северо-Запад»А.А. Унишевский 05.01.2003"
На письме - резолюция: «Вьюнову, Рыбкину. Прошу организовать взаимодействие. Систематически докладывайте о ходе работы. М. Ванин. 08.01.03. Сапьянику - под контроль. М. Ванин».
Обратите внимание на такие детали.
Во-первых, письмо, отправленное 5 января, рассмотрено руководителем ГТК уже через 3 дня. Значит, из Петербурга в Москву оно шло не обычным долгим бюрократическим путем, а укороченным - неформальным.
Во-вторых, резолюция наложена практически мгновенно, следовательно, руководитель ГТК посчитал данный документ крайне важным.
В-третьих, руководителям Северо-Западного таможенного управления (Вьюнову) и Балтийской таможни, в зону ответственности которой входит порт (Рыбкину), дано указание обеспечить частной структуре эксклюзивные условия. Мало того, руководитель ГТК берет исполнение этого решения под двойной контроль: личный («систематически докладывайте о ходе работы») и своего зама («Сапьянику - под контроль»). То есть вопрос для руководителя ГТК действительно архиважный, и от его решения зависит многое.
Вывод? По всей видимости, упомянутая частная структура ООО «Далк Северо-Запад» является по отношению к руководству ГТК вовсе не чужой, и в радении ее интересам господин Ванин заинтересован, как никто другой. Каким интересам? Обратите внимание на фразу в письме: «Для гарантии достоверности декларирования, а также вытеснения с рынка таможенных услуг...» Так что, судя по первой части фразы, интересы сугубо государственные. А вот судя по второй - самые что ни на есть шкурные: вытеснение с рынка конкурентов. И поддержка в этом деле грозного государственного профильного ведомства - аргумент прямо-таки убойный. А вот почему в этом кровно заинтересовано само ведомство - это вопрос.

«Ленинградское таможенное дело»
Чтобы хоть немного приблизиться к ответу на этот непростой вопрос, вспомним недавние события, которые до основания потрясли Северо-Западное таможенное управление. И хотя «Новая газета» уже не раз об этом писала, напомним.
В октябре 2001 года в Петербурге десантировалась ревизионная комиссия ГТК, которая совместно с Управлением Генпрокуратуры по Северо-Западу осуществила комплек- сную проверку Северо-Западного таможенного управления. Результатом стала основательная кадровая чистка местного таможенного руководства. От работы были отстранены руководитель СЗТУ Владимир Шамахов, глава службы собственной безопасности Михаил Прокофьев и начальник Балтийской таможни Александр Пучков, который к тому же стал фигурантом возбужденного Генпрокуратурой уголовного дела.
По версии московских ревизоров, кадровые чистки стали результатом выявленных многочисленных нарушений: товары якобы оформлялись с занижением их фактической стоимости, из-за чего российская казна недополучила огромные суммы. По неофициальной версии, суть конфликта была в ином. В частности, в напряженных отношениях, сложившихся между главным российским таможенником Ваниным и его северо-западным коллегой Шамаховым, в котором многие видели преемника Ванина, предрекая тому скорую отставку.
А главное - высказывалось предположение о том, что разборки в СЗТУ вызваны не столько служебной деятельностью, сколько проявлением борьбы по переделу сфер влияния вокруг Морского порта Санкт-Петербурга, стремлением неких влиятельных структур проглотить этот лакомый кусок внешнеэкономического пирога.
Последние события говорят в пользу того, что эта версия не лишена оснований. К примеру, год назад Ванин громогласно обличал Шамахова в том, что в электронной базе СЗТУ рядом с государственными таможенными органами мирно соседствовала частная фирма - таможенный брокер «Стерх». А теперь он сам предлагает новому руководству СЗТУ внедрить другого таможенного брокера - «Далк Северо-Запад», на этот раз фирму «свою», московскую.
Кстати, и назначенный недавно новый руководитель Балтийской таможни Юрий Рыбкин - тоже московский «варяг». Да к тому же поговаривают, что Михаил Ванин намеревается заменить назначенного год назад начальника СЗТУ Владимира Вьюнова на другого (более покладистого?) человека.
Так что выходит, что у «ленинградского таможенного дела» ноги растут из Москвы. И оттуда же тянутся руки к Петербургскому морскому порту.



В порту штормит
Ничего удивительного в том, что Петербургский морской порт давно стал вожделенным для многих совсем не криминальных или, наоборот, совсем криминальных бизнес-структур, конечно же, нет. Этот порт по праву считается российским внешнеэкономическим «окном в Европу», являясь крупнейшей импортно-экспортной перевалочной базой России. Сами понимаете, какие здесь крутятся деньги. А известно, что рука об руку с большими деньгами у нас идут не только честная конкуренция, но и коррупция, и откровенный криминал.
В порту ситуация сейчас далека от идиллической. Положение можно охарактеризовать примерно так. В схватке за порт столкнулись интересы «теневого правительства КПРФ», криминальных группировок северной столицы и Смольного. Первые представлены так называемой «группой Юрия Маслюкова» в лице депутата Госдумы от КПРФ Виталия Южилина. А вот последние - то есть городская администрация - оказались явно на обочине. Принадлежащий городу 28-процентный пакет «привилегированных» акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» не позволяет горадминистрации принимать участие в управлении портом. А инициированный КУГИ в октябре прошлого года процесс пересмотра такого положения дел вряд ли приведет к успеху, поскольку основные активы порта, как выяснилось, уже давно выведены в офшоры.
Ко всему прочему на этом фоне Петербургский порт сейчас усиленно прибирает к рукам группа «Северсталь» «стального олигарха» Алексея Мордашова. (Дочернее предприятие «Северстальтранс» как раз упоминается в «таможенном» письме). Мордашовская группа стремится к контролю над самым прибыльным портовым бизнесом - Первым контейнерным терминалом (который тоже упоминается в письме).
Так что судьба Петербургского порта решается уже не в северной столице, а в Москве.
И вся «таможенная возня» вокруг порта, по мнению осведомленного источника в СЗТУ, связана с этими непростыми процессами передела сфер влияния. В частности, по мнению источника, опальный руководитель СЗТУ Шамахов перекрыл «московские» каналы «серого импорта» на Северо-Западе, за что и поплатился. Ведь за этим якобы стояли интересы могущественных столичных фигур, в том числе «семьи», включая главу президентской администрации Александра Волошина.
Не надо, конечно, понимать буквально: контрабандой Волошин, конечно, не занимается. И Петербургский морской порт лично контролировать пока тоже вроде не намеревался. Возможно, он и с Мордашовым незнаком. Но, по большому счету, сути это не меняет... Есть такое модное нынче слово - «лоббирование», за которым маячит другое могущественное нынче слово - «капитал»... А в остальном - возможны варианты.

Николай ДОНСКОВ
Фото ИНТЕРПРЕСС