Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Занаторможенное сближение

2 марта 2003 10:00

Расширение НАТО на Восток, как известно, воспринимается в России неоднозначно. Многих пугает географическая близость с бывшим «вероятным противником». Тревожатся по этому поводу и на Северо-Западе: ведь именно здесь после вступления в НАТО стран Балтии Североатлантический союз окажется на границах России. Впрочем, на эти процессы можно смотреть по-разному...





- Можно, конечно, смотреть на нынешнее расширение НАТО с той точки зрения, что от границ будущего НАТО до Петербурга будет два часа езды на велосипеде, - говорит дипломат Анатолий Адамишин. - Можно воспринимать это как клич: «Ганнибал у ворот!», мобилизуйтесь!» А можно интегрироваться, трансформируя всю эту систему в систему коллективной безопасности, тогда это будет иметь какую-то историческую перспективу.
Анатолий Адамишин - человек в дипломатическом мире известный, еще относительно недавно ему прочили даже портфель министра иностранных дел. Так что к его словам стоит прислушаться, хотя для многих они, возможно, прозвучат все еще непривычно.
- У нас сегодня просто нет другого выхода, - говорит дипломат, - как совершенно четкое позиционирование на западные ориентиры. Что это означает на практике? Россия должна стремиться к присоединению ко всем основным институтам Запада. В первую очередь это Всемирная торговая организация, так же как и НАТО и собственно Евросоюз. Это вовсе не значит, что мы должны оказаться в подчиненном положении. Мы должны внутри западного мира жить свои умом, отстаивать свои интересы, а не повторять все извилины чужого мышления, например американцев, как это было во времена «раннего Ельцина».
Конечно, отстаивать свои интересы непросто, для этого у страны должна быть крепкая позиция. А многие у нас в стране считают, что это может быть только позиция сверхдержавы, противостоящей США.
- Первое, что нам надо сделать, - это отказаться от идеи, что наша историческая миссия - противостоять Америке, - рассуждает Адамишин. - Нужно не противоборство, а конструктивное сотрудничество. В том числе извлечение выгоды из позиции США. Вот, например, Афганистан. Фактически США, разгромив «Талибан», который, безусловно, представлял угрозу для России, проделали за нас черную работу... Нужно смириться с неизбежным, - как говорил Де Голль, потому что самая большая глупость - бороться с неизбежным. Нам нужно как можно больше сближаться с Западом, с Евросоюзом, в том числе в области экономических и политических стандартов. Что касается НАТО, то для начала нужно четко определиться - нужно ли это нам. На мой взгляд, нужно. Вот, к примеру, военная реформа. Может ли НАТО нам в этом помочь? Может. Или глобальные, стратегические задачи. Может НАТО помочь как система общеевропейской, общемировой безопасности? Может. Вступим ли мы в НАТО? Это вопрос в первую очередь идеологический. Хотя сейчас говорить об этом рано. Правильнее всего ответить так, как ответил на этот вопрос Путин: «А почему нет»? Примерно так же можно ответить и на вопрос о том, вступит ли когда-нибудь Россия в ЕС. Понятно, что это не вопрос сегодняшней политики. Для начала нужно вступить в ВТО, стремиться создать с ЕС единое общеевропейское экономическое пространство... Словом, говорить о том, что Россия никогда не вступит в ЕС, я бы не стал.

Николай ДОНСКОВ
Фото Сергея ЯНИНА/Росбалт