Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Айс-ревю

3 февраля 2003 10:00

Строили мы строили - и, наконец, построили. 28 января на пляже Петропавловской крепости был построен Ледяной дом на Неве, а в минувшую субботу в его стенах открылся Международный фестиваль ледовых скульптур в Санкт-Петербурге.





Наши ожидания обманули: вместо обещанного большого ледяного иглу привезли огромный шатер английского производства и сказали, что вот это - похожее на брезент - и есть символический лед. Ну очень символический. Можно утешать себя тем, что у шведов их ледяные гостиницы весной тают и стекают в реку, а наш, с рефрижераторными установками, простоит сколько надо - до 15 марта. Хорошо хоть скульптуры действительно ледяные и барная стойка со стаканами - тоже. Кстати, очень может быть, именно ледяному стакану мы обязаны праздником на своей улице.
Председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли вице-губернатор Сергей Ветлугин, курирующий проект, рассказал «Новой газете», как было дело: «В прошлом году еще начали думать, как бы соединить интересы шведов с Россией, с Петербургом. И тут они рассказали нам про свой ледяной отель, мы и загорелись», - и уже отвечая на вопрос о водке в ледяном стакане, - «Да, водка в ледяном стакане: это потрясающе, абсолютно другой вкус. Я ее попробовал еще в прошлом году: ко мне приезжал господин Ларсен из провинции Норботтен и привез с собой маленький холодильничек, а потом вытащил из него бутылку водки и ледяные стаканы...»
Все уже, казалось, было готово к фестивалю, когда на пути у шведов, которые везли лед, встала российская таможня. Сначала таможня удивилась: ввозить в Россию лед - как в Африку бананы, а потом стала думать, по какой же статье этот импорт льда записывать. В итоге подарок страны трех корон под кодовым названием «временный ввоз строительных материалов» въехал в Россию. Вывозить стройматериал обратно, по словам Сергея Ветлугина, не придется: с таможней уже договорились.
Следующим препятствием стало отсутствие обычных машин-погрузчиков. Подвезти-то шведские фуры лед подвезли, так полуторатонные глыбы еще расставить надо для участников, но в итоге и с этим справились. На благо праздника в городе трудились все. Комитет экономического развития проект курировал, Комитет по дорожному хозяйству поставлял технику, Комитет по экологии ледоколом делал майну от Дворцового моста до Троицкого (чтобы народ на халяву не мог проскочить), наконец, Комитет по образованию занимался организацией похода на фестиваль детей из младших классов и детей из интернатов и детских домов (они будут ходить смотреть на ледяные скульптуры бесплатно: с 9 до 12 каждый день)
29 января за работу взялись десять команд из восьми стран - Чехии, Нидерландов, Финляндии, Швеции, Латвии, Германии, Украины и России. Они были отобраны из более чем 50 команд, подавших заявки. Организатор фестиваля Ольга Гаврилова рассказала «НГ», что при отборе руководствовались исключительно мастерством и силой команд, а то, что в число лучших не попала команда США, объясняется более чем банально: у фонда Музея города не хватило бы денег.
Сложнее объяснить, почему в конкурсе не участвовали питерцы, а только посланцы Архангельска, Вологды и Петрозаводска. Еще на открытии фестиваля на это обстоятельство посетовал губернатор Владимир Яковлев, после чего наказал главному художнику города Ивану Уралову «строить» председателя правления питерского Союза художников Альберта Чаркина. В разговоре с корреспондентом «Новой газеты» Иван Уралов объяснил ситуацию так: «То, что не участвуют петербуржцы, - это промашка, глупость какая-то. Сразу после разговора с Владимиром Анатольевичем я поехал в Союз художников, и мне пообещали, что пришлют двух-трех человек, но, видимо, не успели организоваться. Справедливости ради надо сказать, что у нас нет подобной традиции и наши скульпторы не участвовали раньше в подобных соревнованиях, но я могу пообещать, что на будущий год Петербург выставит собственную команду».
Пока наши организовываются, выигрывают другие. Моральное удовлетворение и полторы тысячи долларов (приз за первое место) поедут в Архангельск. Рашид и Татьяна Сагадаевы вырезали изо льда балерину, летящую над Невой, и посвятили скульптуру Наталье Дудинской, которая скончалась в Петербурге в среду (по признанию преподавателя художественного училища Рашида Сагадаева, тема ему приснилась).
Отчасти трагичной оказалась и предыстория чешского творения «Через мое окно». Дело в том, что минувшим летом вода затопила дом Франтишека Балека и разрушила множество скульптур. Женственная муза, влетающая в окно на волне, получила от жюри второе место.
Третье место шведской «Свободы» еще более закономерно. Мало того, что Матс Индсетх и Марк Армстронг уже летом успели убедить Питер, что могут за трое суток показать что-то большее, чем мастер-класс, и вылепить удивительную по силе скульптуру, теперь они подтвердили репутацию и не только создали шедевр, но еще и успели соорудить барную стойку со стаканами.
Поощрительные призы достались голландцам и петрозаводцам. И, наверное, питерским зрителям. Конечно, билеты будут стоить от ста до двухсот рублей, но ведь красота-то какая! Да плюс к этому в ледяном баре можно будет попробовать бутерброды с сырокопченой олениной, лососем, черной икрой и даже с хамоном - это такая традиционная вяленая испанская ветчина. О грустном аспекте всей этой экзотики даже говорить не хочется, сами понимаете...

Алексей КОБЫЛКОВ