Табачная «палочка коха»

6 февраля 2003 10:00

В конце прошлого года в России началась очередная «табачная война». Начавшись в Поволжье, за месяц она докатилась до Москвы и Питера.





Поводом для начала «войны» якобы послужил факт создания некой Уральско-Поволжской ассоциации табачных оптовиков, объединившей несколько оптовых компаний из Самары, Тольятти и Оренбурга. В качестве своей основной задачи это новообразование якобы поставило целью вытеснение с рынка одного из сегодняшних российских табачных гигантов - компании British American Tobacco. С чего вдруг оптовики ополчились на BAT, понять можно - если учесть, что компания работает со своими собственными эксклюзивными дистрибьютерами, а оптовики остаются «при пиковом интересе». Цена вопроса велика. По разным оценкам, ВАТ занимает от 2 до 4-го места на российском табачном рынке. Объем продаж, по мнению экспертов, составляет 600 - 800 миллионов долларов в год.
Нынешний «табачный бунт» оптовиков в новейшей российской истории уже не первый. Его переживали и другие табачные гиганты - Philip Morris и Japan Tobacco International (ранее - RJR International). Тогда ключ к решению проблемы находили в том, что договаривались с частью оптовиков. Как будет сейчас - пока неясно.
В январе «война» вошла во вторую фазу. В бой пошел «черный пиар», причем, как и во времена избирательных кампаний, - в виде доступной глазу и пониманию каждого курильщика наглядной агитации. В городах Поволжья, а затем в Москве и Петербурге на стенах домов и остановках общественного транспорта появились листовки, предупреждающие об опасности курения определенных сортов сигарет. Сорта, естественно, были перечислены именно те, которые выпускает ВАТ. А география распространения листовок совпадала с географией расположения заводов компании (ей принадлежат фабрики в Саратове, Москве и Петербурге).
Из текста листовок следует, что в определенных сортах сигарет обнаружена туберкулезная палочка, а потому курильщикам нужно срочно пройти флюорографию. Обращение подписано скромно: «санэпидемстанция».
В петербургском представительстве ВАТ нам пояснили, что листовки - чистой воды фальшивка, возможность появления зараженных сигарет исключена: продукция компании проходит ежегодную аттестацию на получение государственного сертификата соответствия и санитарно-эпидемиологического заключения, к тому же Госсанэпиднадзор осуществляет текущий контроль.
В Госсанэпиднадзоре ситуацию «Новой газете» прокомментировали так.
- Исследований на наличие туберкулезной палочки в сигаретах мы не проводили, - сообщил заведующий центром Госсанэпиднадзора в Санкт-Петербурге Олег Парков. - Но можно предположить, что если бы вдруг там что-то обнаружилось, то при температуре сгорания во время курения все микроорганизмы были бы уничтожены. Вообще мы к этим листовкам никакого отношения не имеем. Обратите внимание на подпись - «санэпидемстанция». Этот термин у нас уже не используется больше десяти лет. Единственное, против чего я не могу возражать, - это призыв курильщикам пройти флюорографию: ведь курение - это действительно огромный вред здоровью...
Но самый интересный вопрос - кто может быть заказчиком широкомасштабной акции «черного пиара» - все равно остается за скобками. Не исключено, что кто-то занимается этим с подачи региональных оптовиков, тем более если учесть, что собственная распространительская сеть компании ВАТ охватывает сегодня 28 городов. А у компаний-конкурентов, кстати, таких сетей нет.
И все же, все же... Ну борются друг с другом какие-то компании - нам-то что с того? Да было бы вообще о чем говорить: табак - дело нестоящее. Все это так. Если бы не одно но. Отточенные на ристалищах политической борьбы грязные технологии «черного пиара», как видим, активно внедряются в «здоровую конкуренцию». И если сегодня речь о табаке, завтра это может быть все, что угодно. Что заставит вздрогнуть не только заядлых курильщиков, но, возможно, каждого из нас. Нам это нужно?

Николай ДОНСКОВ
Фото ИНТЕРПРЕСС



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close