Табачная «палочка коха»

6 февраля 2003 10:00

В конце прошлого года в России началась очередная «табачная война». Начавшись в Поволжье, за месяц она докатилась до Москвы и Питера.





Поводом для начала «войны» якобы послужил факт создания некой Уральско-Поволжской ассоциации табачных оптовиков, объединившей несколько оптовых компаний из Самары, Тольятти и Оренбурга. В качестве своей основной задачи это новообразование якобы поставило целью вытеснение с рынка одного из сегодняшних российских табачных гигантов - компании British American Tobacco. С чего вдруг оптовики ополчились на BAT, понять можно - если учесть, что компания работает со своими собственными эксклюзивными дистрибьютерами, а оптовики остаются «при пиковом интересе». Цена вопроса велика. По разным оценкам, ВАТ занимает от 2 до 4-го места на российском табачном рынке. Объем продаж, по мнению экспертов, составляет 600 - 800 миллионов долларов в год.
Нынешний «табачный бунт» оптовиков в новейшей российской истории уже не первый. Его переживали и другие табачные гиганты - Philip Morris и Japan Tobacco International (ранее - RJR International). Тогда ключ к решению проблемы находили в том, что договаривались с частью оптовиков. Как будет сейчас - пока неясно.
В январе «война» вошла во вторую фазу. В бой пошел «черный пиар», причем, как и во времена избирательных кампаний, - в виде доступной глазу и пониманию каждого курильщика наглядной агитации. В городах Поволжья, а затем в Москве и Петербурге на стенах домов и остановках общественного транспорта появились листовки, предупреждающие об опасности курения определенных сортов сигарет. Сорта, естественно, были перечислены именно те, которые выпускает ВАТ. А география распространения листовок совпадала с географией расположения заводов компании (ей принадлежат фабрики в Саратове, Москве и Петербурге).
Из текста листовок следует, что в определенных сортах сигарет обнаружена туберкулезная палочка, а потому курильщикам нужно срочно пройти флюорографию. Обращение подписано скромно: «санэпидемстанция».
В петербургском представительстве ВАТ нам пояснили, что листовки - чистой воды фальшивка, возможность появления зараженных сигарет исключена: продукция компании проходит ежегодную аттестацию на получение государственного сертификата соответствия и санитарно-эпидемиологического заключения, к тому же Госсанэпиднадзор осуществляет текущий контроль.
В Госсанэпиднадзоре ситуацию «Новой газете» прокомментировали так.
- Исследований на наличие туберкулезной палочки в сигаретах мы не проводили, - сообщил заведующий центром Госсанэпиднадзора в Санкт-Петербурге Олег Парков. - Но можно предположить, что если бы вдруг там что-то обнаружилось, то при температуре сгорания во время курения все микроорганизмы были бы уничтожены. Вообще мы к этим листовкам никакого отношения не имеем. Обратите внимание на подпись - «санэпидемстанция». Этот термин у нас уже не используется больше десяти лет. Единственное, против чего я не могу возражать, - это призыв курильщикам пройти флюорографию: ведь курение - это действительно огромный вред здоровью...
Но самый интересный вопрос - кто может быть заказчиком широкомасштабной акции «черного пиара» - все равно остается за скобками. Не исключено, что кто-то занимается этим с подачи региональных оптовиков, тем более если учесть, что собственная распространительская сеть компании ВАТ охватывает сегодня 28 городов. А у компаний-конкурентов, кстати, таких сетей нет.
И все же, все же... Ну борются друг с другом какие-то компании - нам-то что с того? Да было бы вообще о чем говорить: табак - дело нестоящее. Все это так. Если бы не одно но. Отточенные на ристалищах политической борьбы грязные технологии «черного пиара», как видим, активно внедряются в «здоровую конкуренцию». И если сегодня речь о табаке, завтра это может быть все, что угодно. Что заставит вздрогнуть не только заядлых курильщиков, но, возможно, каждого из нас. Нам это нужно?

Николай ДОНСКОВ
Фото ИНТЕРПРЕСС