Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Дровосеки в законе

18 октября 2010 10:00

Поселок Громово встретил нас нежданным постпокровным снегом, а также ожидаемым противостоянием между теми, кто вырубает лес и закрывает подходы к озеру, и обитателями окрестных домов. Последние давно и активно включились в движение несогласных с озерным безобразием и были замечены в партизанских действиях. Например, они время от времени режут ненавистную сетку ограды, чтобы проникнуть в зону вырубки и строительства.

История осады Суходольского озера похожа на нашумевший скандал с Химкинским лесом




Лес и озеро — за забором
20 га реликтового леса федерального значения на берегу Суходольского озера ООО «Свобода Моторс» арендовало на 49 лет. В водоохранной зоне теперь бетонный гараж внушительных размеров, и практически у самой воды — вертолетная площадка (вертолет — средство передвижения арендатора леса, учредителя, а прежде руководителя ООО «Свобода Моторс» Сергея Моренкова). Непричастным к этим благам людям привычной дорогой к озеру не пройти. Официальная версия: арендуемый участок имеет якобы исключительно рекреационную цель. Но громовцы в это не верят.
— Деятельность «Свобода Моторс» впрямую нарушает правила рекреационного использования лесов — какая уж тут рекреация, если леса вырубают, — уточнила одна из участниц сопротивления Наталия Смирнова. — Возводятся вовсе не соответствующие правилам временные постройки… Имея определенный ресурс в администрации, Моренков взял большой участок леса в аренду. Пытаемся протестовать. Комитет, который призван защищать природу, встал на защиту богатого дровосека, поэтому доказать что-либо трудно.
«Лес для всех!», «Лес и озеро должны быть доступны!», «Свобода Моторс» — всех не купите!» Плакаты несогласные не держали в руках, дабы их действия не сочли несанкционированным митингом — развесили по дороге к огороженной территории, но гостей сопровождали и на свой лад комментировали слова приехавшего с инспекторской проверкой чиновника. В частности, напоминали о том, что за всей этой историей стоит любитель вертолетных прогулок Сергей Моренков — арендатор, с которым вовсе не желают ссориться областные чиновники, он же вице-президент центра социально-консервативной политики «Северо-Запад» партии «Единая Россия», президент некоммерческого партнерства «Союз компаний «Стратегия Рост», учредитель ООО «Свобода Моторс».
Накануне нынешнего визита на месте побывала комиссия, прогулку по арендованному лесу осуществляла прокуратура Ленобласти. На этот раз основным гостем стал давно причастный к этой истории заместитель председателя комитета по природным ресурсам Ленинградской области Алексей Эглит. А хозяйскую сторону представлял нынешний генеральный директор ООО «Свобода Моторс» Алексей Нигматулин. Они пытались убедить журналистов в том, что вырубка леса и строительство базы оправданны и законны, а к озеру при желании пройти можно.
Эглит странным образом напрочь открестился от знакомства с Моренковым: «Не знаю, кто такой Сергей Моренков, но все делается законно», — сказал чиновник.
А по поводу огороженных пирса с ангаром, расположенных в двух шагах от вертолетной площадки, тезки Эглит и Нигматулин принялись утверждать, что не знают, кому эти владения принадлежат. «Какому-то олигарху оттуда», — неопределенно махнул рукой Алексей Нигматулин в сторону крепких домов за высоким забором.

Трудоустроена только жена лесника
Алексей Эглит горячо утверждал, что людей на территорию базы отдыха, обнесенной забором, пускать когда-нибудь будут. «Закрыто только на время строительных работ, для безопасности, чтобы никому ничего на голову не упало, — объяснил он. — Когда что-то строится в Петербурге, строительную площадку непременно обносят забором».
«Для нас берег озера, к которому раньше вели две дороги, и этот лес — традиционные места отдыха. Когда этим летом моя 83-летняя мама отправилась за грибами, много лет в этих местах грибы собирала, ее не пустили. Территорию открывают, когда приезжают комиссии — после приезда последней открыли», — уточнила жительница Громова Людмила Курносова.
«Чаще всего приходится видеть охрану, территория на замке», — подтвердила Надежда Дементьева.
«Очень много вырублено деревьев, никак не 7% от арендуемой территории, как утверждают чиновники, это видно невооруженным глазом, — с возмущением заявила Марина Петрова (она не первый год снимает в этих местах дачу). — Строительство в водоохранной зоне ведется с явными нарушениями, причем никаких общественных слушаний накануне этой беззастенчивой интервенции не было».
В Громове проживает 810 человек. Еще тогда, когда было объявлено о строительстве базы, давно обитающие в этих местах люди не поняли смысла: совсем рядом база ЛОМО, элитный поселок Газпрома, спортивно-оздоровительная база «Электросила» и даже форелевое хозяйство. А примерно пять лет назад появилась первая частная база отдыха «Дача» с десятком коттеджей. К тому же в непосредственной близости к Громову готов принять отдыхающих двухэтажный коттедж «Уют». Но и это еще не все: коттедж «Желтая дача», база отдыха «Тихая долина» (в каких-то 30 метрах от берега)…
До того как на Суходольское озеро пришла «Свобода Моторс», там в общей сложности уже было более 60 коттеджей и территорий, которым требуется обслуживающий персонал (электрики, механики для обслуживания и охраны лодок и катеров, садовники и т. д.). Но то, что рабочие места есть, не изменило общей ситуации: молодежь в поселке не задерживается. Точно так же и с новым строительством: по словам Алексея Эглита, строящаяся база — новые возможности для трудоустройства местных жителей. Но почему-то до сих пор трудоустроена только жена лесника.

Путь из варяг в греки
В старой книге «Озера Ленинградской области» (В. А. Кириллова, И. М. Распопов, Лениздат, 1971 г.), можно узнать об истории озера, которое было важным водным рубежом еще в пору плаваний из варяг в греки. Когда из-за вражды новгородцев и лифляндцев идти с судами по Неве было опасно, корабли из Балтийского моря направлялись в Ладогу по Вуоксе, и, скорее всего, озеро Суходольское было одним из звеньев обходного пути. Авторы сообщали, что за несколько лет до издания книги «у восточной оконечности озера были обнаружены остатки древнего сооружения, напоминающие крепостной вал, и круглые фундаменты наподобие основания смотровых башен…»
Не менее интересна история более поздних военных сооружений: «При Петре I на южном берегу протоки, соединяющей Суванто (Суходольское) с Вуоксой, было построено оборонительное укрепление, окруженное прямоугольником валов и рвов, служившее для защиты водных и сухопутных путей, ведущих из северного Приладожья к югу. Перед Второй мировой войной в этих местах находился один из узлов линии Маннергейма…»
Чуть больше двух лет назад на одной из действующих близ Громова баз отдыха открылся первый в Ленобласти частный музей военной истории. Экспозиция под названием «На Кексгольмском направлении. 1939–1944» посвящена боевым действиям тех лет на Карельском перешейке.
Летопись новой истории этих мест, судя по происходящему, тоже напоминает сводки с фронтов. Громовцы неоднократно настаивали на проведении независимой экспертизы строительного проекта, обращались в разные инстанции. По их свидетельству исковое заявление подано в Красногвардейский суд Петербурга, ответчик — областной комитет по природным ресурсам. Тем не менее лес по-прежнему рубят, щепки продолжают лететь. Обещание областных чиновников, последовавшее после первых жалоб, — объективно разобраться и оградить от вырубки защитные леса — как выясняется, пустой звук.
Нынче страна взбудоражена куда более масштабной историей с Химкинским лесом, но смысл происходящего тот же: кое перед кем закон отступает.

Евгения ДЫЛЕВА, фото автора