Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Адмиралы холодной войны

24 февраля 2003 10:00

Александр Славгородский - военный моряк. И не просто моряк, а адмирал (точнее - контр-адмирал). Казалось бы, жизнь у адмиралов (как и генералов) на пенсии - одно удовольствие, живи и радуйся. А вот не получается. Оказывается, и адмиральские погоны - не панацея от несправедливости и бесправия.



Александр Славгородский - подводник, больше 15 лет прослужил на Северном флоте, том самом, где сосредоточена основная часть отечественных атомных субмарин. К тому же - ветеран подразделений особого риска, проще говоря - чернобылец. После Севера здесь, на невских берегах, занимал далеко не последнюю должность - заместителя командира Ленинградской военно-морской базы, хотя этот факт непосредственного отношения к делу не имеет.
О том, что служба на Северном флоте не сахар, было понятно и раньше, но с особенной ясностью это стало очевидно, пожалуй, после трагедий «Комсомольска» и «Курска». Так что нет ничего удивительного в том, что за эту тяжелую и опасную службу платят повышенную зарплату - с учетом «северной надбавки». Так же логично, что за это должны платить и повышенную пенсию. Но вот здесь, как ни странно, логика пробуксовывает. Свое право получать повышенную пенсию с учетом «северного коэффициента» Александр Славгородский уже второй год пытается отстоять в суде. И пока безрезультатно.
Вкратце суть дела такова. Военнослужащие, прослужившие в районах Крайнего Севера больше 15 лет, имеют право на получение пенсии с повышенным «северным» коэффициентом. Это следует из Федерального закона 1993 года «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Причем в законе сказано, что пенсия начисляется с соответствующим коэффициентом независимо от места и времени обращения. То есть совсем не обязательно продолжать жить на Крайнем Севере. Выходит, у петербургских «северных» ветеранов есть все основания для повышенной пенсии? Вроде так. Но получается как в русском эпосе: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
- Я демобилизовался в 1994 году, - рассказывает Александр Славгородский. - Горвоенкомат, начисляя мне пенсию, не учел коэффициент 1,4, положенный для районов Крайнего Севера. В 2001 году я подал иск в Октябрьский федеральный суд Адмиралтейского района. В ноябре суд решил мой иск удовлетворить - обязать Горвоенкомат выплатить мне пенсию с компенсацией, правда с учетом трехлетнего срока исковой давности - то есть с августа 1998 года. Но Горвоенкомат подал кассационную жалобу, и коллегия Горсуда в марте 2002 года вынесла очень странное определение. Ссылаясь на закон, который вступает в силу только с 1 января этого года, коллегия на основании этого постановила: решение Октябрьского районного суда изменить, выплату производить только с 1 января 2003 года, и в соответствии с этим законом - отказать мне в иске. Я подал жалобу в президиум Горсуда. Но председатель Горсуда Полудняков ответил, что не видит оснований для того, чтобы рассматривать жалобу на президиуме. Я пошел на прием к самому Полуднякову. Он говорит: «Да, аргументы у вас сильные». А дальше что? Присылает ответ: отказать. Я опять иду к нему, говорю: «Как же так? Вы же говорили, что мои аргументы заслуживают внимания?» Он отвечает: «Да, но у нас в городе сложилась такая судебная практика».
Интересно, что в других городах - а именно в Москве - практика сложилась совсем иная. Там, несмотря на явное нежелание Министерства обороны платить повышенную «северную» пенсию, суды принимают решения в пользу ветеранов. У нас - нет.
У ветеранов на этот счет есть своя версия.
- Ситуация, по-видимому, такова, - говорит Александр Славгородский. - Когда в 2000 - 2001 годах появились первые судебные иски ветеранов по этому вопросу и Октябрьский федеральный суд (по месту нахождения Горвоенкомата) стал принимать решения в пользу ветеранов, руководство Ленинградского военного округа забеспокоилось: суд, мол, обязывает выплачивать компенсации, а у нас на это нет денег. Вот, вероятно, командование округа и договорилось с руководством Горсуда, чтобы решения в пользу ветеранов не принимать.
По этой версии (которая, впрочем, весьма похожа на правду) Министерство обороны попросту экономит на ветеранах деньги. Какова цена вопроса? Одному только Славгородскому, по идее, должны доплатить за 101 месяц, каждый месяц по 2348 рублей, итого - 237 тысяч рублей. Учитывая то, что в Петербурге «северных ветеранов» не меньше двух сотен человек, становится ясно, что счет идет на десятки миллионов рублей.
- Самое неприятное, - продолжает Александр Славгородский, - что нас же еще и оскорбляют. Говорят: «Что вам еще нужно, что, вы мало получали на Севере?» А вот они бы сами послужили там, посидели бы несколько лет под водой - я бы посмотрел, что бы они тогда запели. Говорят: «Как вам не стыдно с государства копейки тянуть?» А почему государству не стыдно с нас тянуть? Почему нам должно быть стыдно получить то, что положено по закону? Нас не стыдить должны, а извиниться за то, что резину тянут.
Но до этого еще, понятно дело, далеко. А ветераны намерены идти до конца. Подают жалобы в Верховный суд. А если не удастся добиться правды у себя на родине, будут обращаться в международный суд в Страсбурге. Может, объединенная Европа окажется справедливей к нашим ветеранам «холодной войны».

Николай ДОНСКОВ