Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

И по четным, и по нечетным

29 декабря 2010 10:00

Правила парковки в северной столице ничем не могут отличаться от общепринятых в стране, констатировали служители Фемиды, рассмотрев тяжбу петербургских автомобилистов и губернатора города Валентины Матвиенко. Верховный суд РФ 24 ноября признал правоту тех, кто за рулем авто, а не тех, кто у руля власти. Полгода чиновники в судах разных инстанций доказывали, что в Петербурге возможны иные законы, нежели во всей стране. Судьи с ними не согласились.

Валентина Матвиенко проиграла спор о парковке





Существующие правила парковки транспорта Валентина Матвиенко изменила своим распоряжением зимой 2007 года, которая выдалась в городе на Неве аномально холодной и очень снежной. Градоначальница, чтобы облегчить коммунальщикам зимнюю уборку дорог, запретила автомобилистам парковаться по четным числам на четной стороне улиц, а по нечетным — на нечетной, а еще — размещать машины так, чтобы они мешали механизированной уборке снега. Наказание для тех, кто встал не там и не так, — штраф (2 тысячи рублей) и эвакуатор.
Позднее губернатор добавила:
— Эти правила должны стать постоянными. «Чет-нечет» будет действовать в течение всего года, пусть горожане привыкают к чистоте и порядку, — резюмировала Матвиенко. — Сезонности в изменении наших решений не будет. Я надеюсь, что горожане поймут, что это делается в их интересах и это не блажь чиновников.
— Оба запрета являлись странными и далекими от закона, — считает вице-председатель межрегиональной общественной организации «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов. — Каждый водитель всегда должен был держать в голове, четный или нечетный день на календаре, и отслеживать номера домов. К тому же, например, стоит автомобиль, припаркован по правилам дорожного движения, никому не мешает, никаких запрещающих знаков на парковку нет, вдруг приезжает уборочная техника, правила резко меняются, и он уже мешает, и его владелец — нарушитель.
— Возмущение копилось долго, — подхватывает председатель Комитета по защите прав автомобилистов Дмитрий Мацедонский. — Последней каплей стало судебное решение в мае 2010 года о взыскании штрафа в 2000 рублей с иногородней девушки, которая не читала питерских газет и не знала ни о каких выдумках местных чиновников. Она припарковалась по ПДД, однако ее машину эвакуировали, а ей выписали штраф. Судья только развела руками и посоветовала обжаловать постановление. В тот же день я подал в Городской суд иск к губернатору Петербурга Валентине Матвиенко.
С аналогичным исковым заявлением туда же обратился еще один без вины пострадавший автолюбитель — Вадим Рыжков. Как рассказал «Новой» его представитель Алексей Койтов, спорное постановление властей о парковке по принципу «чет-нечет» с 2007 года в той или иной мере претворялось в жизнь ежегодно, однако прошлая зима побила все рекорды.
— Правило распространили на все улицы города, — говорит Койтов. — То есть могли просто подъехать и эвакуировать вашу машину, если она стояла не на той стороне дороге, которую чистили в данный момент. Конечно, само по себе это предписание может иметь право на существование, но лишь в том случае, если на улице висит соответствующий дорожный знак. А главная претензия автомобилистов в том, что таких знаков минувшей зимой не наблюдалось.
13 августа судья Городского суда Петербурга Татьяна Гунько вынесла решение: губернаторский запрет о парковке по принципу «чет-нечет» признать недействительным, а требование не мешать уборке улиц оставить в силе. И истцы (автовладельцы), и ответчики (администрация города) остались недовольны вердиктом. В конце августа Валентина Матвиенко подала Кассационную жалобу в Верховный суд РФ, которую тот рассмотрел 24 ноября.
Высшая инстанция отменила оба запрета петербургских властей на парковку, поскольку они противоречили принятым Правилам дорожного движения, которые на всей территории России должны быть едины. Помимо этого, теперь Валентина Матвиенко заплатит победителям по 300 рублей госпошлины и компенсирует расходы на проезд в Москву и обратно.
Верховный суд также отметил: для того, чтобы правило «чет-нечет» действовало, городские власти обязаны, как это принято везде, устанавливать специальные дорожные знаки. В петербургском Комитете по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) «Новой» сообщили, что начали ставить их уже летом.
— Мы, безусловно, подчинимся решению суда, — заявила пресс-секретарь КБДХ Карина Таукенова. — Тем более что по итогам года дирекция по организации дорожного движения уже разместила по городу более 200 знаков, ограничивающих либо запрещающих стоянку транспорта как раз на тех улицах, которые вызывают наибольшие проблемы.
По информации сайта Государственного заказа Петербурга, на дорожные знаки в 18 из 20 районов города за минувшие полгода из бюджета было потрачено более 22 млн рублей.

Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА